На фильмах с Гурченко выросло несколько поколений советских зрителей. Людмила Марковна сыграла много разных ролей, создала на экране яркие образы. Но творческий путь не был ровным. Кинокарьера не раз переживала и взлеты, и падения.
С ранних лет у актрисы был очень непростой характер. Но как бы ее не испытывала на прочность жизнь, она всегда верила в свою звезду.
Гурченко родилась в Харькове в довольно необычной семье. Отец происходил из батраков, мать была дворянских кровей. Марк Гурченко и Елена Симонова поженились вопреки воле ее родительницы. А когда в семье родилась дочь, отец назвал ее Люсей – в честь героини американского фильма, который однажды посмотрел в харьковском кинотеатре.
Когда грянула Великая Отечественная война, отец ушел добровольцем на фронт. А мать с совсем еще юной Люсей попала под немецкую оккупацию. Дом, где жили Гурченко, немцы превратили в комендатуру. А женщину с дочерью поселили в холодную квартиру с балконом. С тех пор она на дух не переносила балконы. Они для нее символизировали холод и войну.
Чтобы не умереть с голоду, юная Люся пела и плясала для оккупантов. А те в благодарность кидали ей объедки со стола. Когда Харьков освободила Советская армия, Людмила, наконец, смогла пойти учиться в начальную школу. А параллельно посещала музыкальное учебное заведение. С фронта тем временем вернулся отец. Семья воссоединилась.
В школе Гурченко обожала гуманитарные предметы, налегала на русский и литературу. И уже тогда решила стать актрисой. Выступала во всех школьных утренниках и кружках. Самостоятельно делала себе наряды из старых маминых платьев. Придумывала стильные украшения. Была первой модницей в классе и душой любой компании.
За словом в карман не лезла – характер был не подарок уже тогда. Как вспоминала о Гурченко ее одноклассница, однажды Людмила откусила у нее бублик. Та пожаловалась учительнице. Гурченко же не смутилась ничуть.
«Вы еще вспомните Людмилу Гурченко. А ты еще будешь гордиться, что я у тебя бублик откусывала», – безапелляционно заявила будущая кинозвезда. В общем-то, так оно и вышло.
Получив школьный аттестат, Гурченко подалась в Москву. И там без особого труда поступила во ВГИК – в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. И уже студенткой в 1956 году дебютировала на экране – в фильме Яна Фрида «Дорога правды».
А вслед за ним сыграла главную роль в музыкальной комедии перспективного на тот момент режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
Фильм стал для студентки путевкой в большое кино. А песня «Пять минут» в ее исполнении на долгие годы превратилась в хит. Кино стало большим прорывом и для Рязанова. Позже они с Гурченко еще не раз поработают вместе.
Однако у популярности оказалась и другая сторона медали. Режиссеры видели в молоденькой выпускнице ВГИКа лишь комедийную актрису. В серьезные драматические проекты ее никто не звал.
К тому же актриса не брезговала подработками на стороне. Давала концерты, которые сами артисты именовали «халтурками». В прессе последовала серия разоблачительных статей. После этого Гурченко стали предлагать, в основном, проходные и незначительные роли. Но даже в эпизодах актриса демонстрировала яркий талант. Время от времени выходила на театральную сцену.
Наконец, в 1976 году режиссер Алексе Герман снял ее в своей драме «Двадцать дней без войны» по произведению Константина Симонова. И на экране предстала совершенно иная Гурченко. Глубокая и серьезная.
А ее партнером по съемочной площадке стал Юрий Никулин, с которым они после фильма крепко подружились. А потом одна за другой последовали сразу несколько ее звездных работ: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Полеты во сне и наяву», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби».
Даже в начале 90-х годов, в переломное для страны время Людмила Марковна оставалась востребованной. Многие наверняка помнят и ее фееричную роль в «Гардемаринах», и лирическую комедию «Моя морячка».
Позже смогла найти себя и в современном кино. После себя актриса оставила солидное творческое наследие – более сотни киноролей. Перечислять их можно долго. У каждого, я уверен, есть своя Людмила Гурченко.