Война, блокада, смерть близких и светлый творческий дар Людмилы Макаровой

Несмотря на то что «роман с кинематографом» у актрисы не сложился, она сумела стать любимицей советской публики и самой очаровательной Ханумой.

Людмила Иосифовна родом из Петрограда, где появилась на свет в 1921 году. С детских лет грезила балетом, но из-за болезни ног мечте не суждено было сбыться. Чтобы сгладить разочарование дочери, мать отвела ее в драмкружок, где маленькая Люда с восторгом окунулась в манящий и загадочный мир театра.

Педагоги обнаружили в девочке незаурядный талант, и в 1938 году ей удалось перейти в студию при Ленинградском драматическом театре имени М. Горького.

Людмила стала работать во втором составе, и в том же 1938-м состоялся дебют юной артистки в эпизодической роли в спектакле «Кубанцы».

Через 3 года Макарова закончила учёбу в студии и перешла на службу в Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова, где стала полноценной актрисой основного состава. Но сыграть успела только Аню в «Вишневом саде». Война прервала вдохновенное актёрское начало артистки.

БДТ эвакуировался в Киров, но Макарова осталась в Ленинграде, где где временно устроилась на службу в театр Балтийского флота. В составе этой труппы молодая актриса участвовала в спектаклях на кораблях, в портах, на подводной лодке. В период блокады они выступали в ДК «Выборгский», а после освобождения города продолжили выступать в составе фронтовых бригад.

В 1945 году Людмила Иосифовна вернулась в родной БДТ. Её театральная копилка быстро стала пополняться новыми героинями. Это были заботливые матери, легкомысленные любовницы, героини труда и войны – любая роль покорялась талантливой актрисе. А на спектаклях с ее участием – «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Иркутская история» – всегда был аншлаг.

Самой блистательной работой Макаровой стал образ острой на язык свахи Ханумы, который сделал постановку театральным бестселлером. Спектакль долго шёл в театре БДТ, а снятая позже телеверсия прославила актрису на всю страну.

Дебют в кино состоялся в 1953 году. Это была небольшая роль девушки-военного в фильме-спектакле «Любовь Яровая». Позже фильмография Макаровой пополнилась четырьмя десятками картин. Она считала себя театральной артисткой, а потому ради спектаклей или гастролей отказывалась от предложений кинорежиссёров.

Единственная картина, которую Людмила Иосифовна любила, – это «Степан Кольчугин» режиссера Тамары Родионовой. Публике полюбилась её Атаманша в «Тайне снежной королевы» Николая Александровича и служанка Хендрике в фильме-спектакле «Рембрандт».

Людмила Иосифовна всю жизнь прожила в счастливом браке с партнером по сцене БДТ Ефимом Копеляном. Они два года присматривались друг к другу, хотя, как признавались позже, почувствовали взаимную симпатию с первой встречи. Артистка любила вспоминать, как Ефим сделал ей предложение – просто велел взять свой паспорт и подъехать к загсу на Фонтанке. Свадебное застолье устроили в мае 1941-го.

А через месяц любимый супруг ушёл в народное ополчение добровольцем, а Людмила ждала его в Ленинграде. Хотя его место службы проходило рядом с городом, виделись супруги редко. Но Ефим нередко находил возможность передать жене часть своего пайка и трогательное письмецо.

Отношения между ними всегда были теплыми и доверительными, не испорченными ревностью или тяготами жизни.

После победы семья воссоединилась, а в 1948 году пополнилась сынишкой Кириллом, который позже пошел по стопам родителей и встал на актёрскую стезю.

Людмилие Макаровой довелось пережить обоих близких людей. В 1975-м похоронила мужа, которого в 62 года унёс обширный инфаркт. На его похороны собрался весь Ленинград. А уже через несколько дней Товстоногов попросил Людмилу Иосифовну выйти на сцену — на ту самую сцену, где недавно стоял гроб с телом её любимого, с которым она была счастлива 34 года.

Перед началом весёлой «Ханумы» Макарова вышла к своим коллегам и попросила: «Играйте как обычно, не мучайте меня жалостливыми взглядами!» И сумела справиться с горем: исполнила свою роль, как всегда, блистательно.

А в 2005-м не стало сына. Кирилл тяжело болел: после серьезного инцидента, связанного с дракой, он стал инвалидом 1-й группы. Сын так и не смог создать семью, и все заботы о нем легли на плечи престарелой матери. Кирилл умер в 57 лет.

Людмиле было тяжело, но ещё тяжелее было оставаться дома — там её стразу обступали воспоминания, она доставала бережно хранящиеся письма и записки мужа и в тысячный раз перечитывала их, обливаясь слезами.

А потому она до последнего дня выходила на сцену. В спектакле «Кошки-мышки» играла после ампутации ноги, сидя в инвалидной коляске.

Людмила Макарова пережила мужа на 39 лет и скончалась в родном Санкт-Петербурге 30 мая 2014 года в 92 года. Актриса покоится на Литераторских мостках Волковского кладбища – рядом с могилой Ефима Копеляна.

Оцените статью
Война, блокада, смерть близких и светлый творческий дар Людмилы Макаровой
Трижды жена, не познавшая радость материнства: судьба красавицы-актрисы Валерии Заклунной