Вера Комиссаржевская: двойное предательство, две премьеры в неделю и молодой поклонник

Ей сам Александр Блок посвятил строки: «Развернутое ветром знамя, обетованная весна». Призвание актрисы – борьба за духовную свободу человека. Поэтому ее творчество так волновало современную ей русскую интеллигенцию. И именно поэтому творчество Веры Комиссаржевской – всегда актуальное явление в истории русской культуры.

Родилась актриса 27 октября 1864 года в Петербурге. Ее мама была дочерью командира Преображенского полка, она тайно обвенчалась с певцом Федором Комиссаржевским, о чем вскоре говорил весь культурный Петербург. Вера Комиссаржевская любила отца ща его вечную молодость, за преданность искусству и ненависть к богатым.

Детство девочки было безмятежным. Она была веселой, участливой, но своенравной. От ее непоседливости гувернантки приходили в негодование. Но счастливые годы остались позади, когда отец ушел из семьи, и дочь металась между отцом и матерью. Жизнь с мачехой оказалась тяжелой, и Вера вернулась к матери.

Впервые она влюбилась в графа Владимира Муравьева. Однако брак продлился всего два года. В семье случались и скандалы, и вымогательства, и измена со стороны мужа с ее младшей сестрой Надеждой. К тому же Муравьев сильно пил.

Вера Федоровна замуж больше так и не вышла, хотя долгое время встречалась с ценителем русской культуры, морским офицером Сергеем Зилоти. Потом у нее было несколько романов.

Главным делом жизни Веры Комиссаржевской в скором времени становится театр, где она поначалу брала уроки у артиста Александринского театра, известного педагога Владимира Давыдова. Он первый увидел в ней талант.

После того, как отец актрисы развелся во второй раз, дочери Вера и Ольга переехали к нему. Здесь Вера по вечерам брала гитару и пела цыганские романсы, отец мечтал, чтобы она стала известной певицей.

Однако из-за заболевания горла от певческой карьеры пришлось отказаться. В 1893 году она впервые вышла на сцену в качестве актрисы в Новочеркасске, где за полгода она сыграла в 58 пьесах. Премьеры у нее случались два раза в неделю. Очень скоро она стала известной авторитетной актрисой.

Летом 1894 года в дачном театре в Озерках под Петербургом Вера Комиссаржевская исполнила 14 ролей. По словам критиков, она умела передавать внутренние переживания своих героинь без громких эмоций и стенаний, которые так любили использовать ее коллеги, чтобы впечатлить зрителя.

В 1986 году Комиссаржевская поступает на работу в Александринский театр, куда ей помог устроиться историк и дипломат Сергей Татищев, который мечтал взять ее в жены. Но второй раз переживать глубокие душевные драмы актриса не хотела, и сказала ухажеру, что ее жизнь — это служение искусству.

Через три сезона критики увидели в Вере Федоровне не просто талантливую актрису, а личность, оказывающую влияние на развитие театрального искусства в России. О ней начали писать монографии. А у самой Комиссаржевской в это время завязался роман с главным режиссером театра Евтихием Карповым.

Однако через год в театр приходит молодой актер Николай Ходотов, который покорил актрису своей искренностью и молодой напористостью, он был моложе актрисы на 14 лет. Они долго общались, переписывались, однако со временем их отношения прекратились.

В 1902 – 1904 годах Вера Федоровна ездит по России с постановками, собирая средства для создания собственного театра. И 15 сентября 1904 года он возглавила собственный Драмтеатр, который разместился в Пассаже Санкт-Петербурга.

Премьера первой постановки – пьесы Максима Горького «Дачники» привела к большому скандалу. По словам критиков, публика обиделась на пощечину от писателя. Но Комиссаржевская не остановилась и взялась за постановку пьесы Горького «Дети солнца». Но фурор произвела на сцене этого театра пьеса «Кукольный дом» Ибсена, где актриса сыграла Нору. Роль эта – одна из творческих вершин Веры Комиссаржевской.

Цензура мешала актрисе заниматься в родном театре тем, что ее волновало. Ей запрещали ставить пьесы Горького и других авторов. Театр из-за этого жил небогато, для изменения ситуации нужны были перемены.

В 1906 году Вера Комиссаржевская приглашает в свой театр Всеволода Мейерхольда, постановки которого отличались сильной условностью, символизмом. Его спектакли не пользовались успехом, и такой подход к работе не устраивал Веру Федоровну.

Мейерхольд превратил театр Комиссаржевской в балаганчик, где актеры были говорящими куклами, и драматизма в их игре не было совсем. Многие известные люди открыто говорили, что постановщик губит детище великой актрисы.

В 1908 году после короткого романа с поэтом Валерием Брюсовым и поездки в США, актриса открывает собственную актерскую школу, ради которой она даже собиралась оставить свой театр.

В феврале 1909 года Вера Комиссаржевская вместе с труппой едет на гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Из-за переутомления она стала часто жаловаться на головные боли. Чуть позже в Ташкенте несколько актеров ее театра заболели оспой, нездоровилось и самой Вере Федоровне.

Перед выходом на сцену 27 января 1910 года она потеряла сознание, оспа изъедала ее тело, от чего она сильно страдала. А потом к этому добавилось заболевание почек. В феврале 1910 году великая актриса скончалась в возрасте 45 лет от паралича сердца.

Оцените статью
Вера Комиссаржевская: двойное предательство, две премьеры в неделю и молодой поклонник
Он умер от тоски — Эраст Гарин