Бастер Китон — американский актер-комик с невозмутимым выражением лица и настоящий супермен, трюки которого потрясали зрителей.
Он был звездой немого кино наравне с Чарли Чаплиным, а его образ потом эксплуатировали и другие режиссеры.
Детство
Джозеф Фрэнк Китон родился 04.10.1895 года в штате Канзас в семье бродячих артистов, которые выступали с фокусником Гарри Гудини.
Творческий путь Китона был предопределен с раннего детства, и в три года он уже участвовал в представлениях. Имя Бастер он получил еще младенцем, когда, скатившись с лестницы, оказался цел и невредим. Бастер в переводе с английского «удалец» и «падение», а еще это акробатический термин.
Это прозвище стало его вторым именем на всю жизнь и действительно соответствовало его судьбе. Китон ничего не боялся, сам лез на рожон и придумывал сложные трюки, последствия которых не приносили ему травм.
В пятилетнем возрасте он научился безопасному приземлению, умело группируясь, и в итоге стал настоящим мастером в этом деле.
Его родители придумали целый комедийный номер, используя этот навык: в одежду Бастера вшили ручку от чемодана и в пылу ссоры родители бросались им, как мячиком, а он каждый раз вставал и спокойно произносил: «Простите, я упал», что вызывало хохот у зала.
Маленькому Бастеру тоже было очень весело, но именно тогда он приучился сдерживать эмоции и сохранять выражение лица, что выглядело более комично. Помимо этого, Бастер был пародистом, танцором и прекрасным шутником и импровизатором.
Карьера
В 1917 году родители Бастера развелись, и тогда он начал сольную карьеру. Ему предложили работу в Бродвейском шоу, обещая гонорар 250 долларов в неделю, но все изменила неожиданная встреча с комиком Роско Арбаклом, который пригласил его на киностудию.
Первая роль в короткометражке «Помощник мясника» привела к годовому сотрудничеству с Роско, и за это время свет увидело еще 14 короткометражек. Бастер продолжал сохранять бесстрастную маску на лице, сделав исключение только в одном фильме — «Кони-Айленд».
Интересно, что в фильмах с Роско Арбаклом комедийными персонажами была троица, которая очень похожа на легендарную троицу Гайдая, а герой Юрия Никулина напоминает образ Китона.
Также Бастер был примером для подражания Олега Попова и Аркадия Райкина, Джеки Чана и Аль Пачино, его движения повторил первый Микки Маус, а мимику — робот ВАЛЛИ.
В 1918 г. Роско передал управление своей киностудией Бастеру, и тот начал режиссерскую деятельность. За кадром он выполнял огромную работу: был и оператором, и дрессировщиком, и декоратором, и автором комедийных приемов и трюков, а сценарий и вовсе придумывал в процессе.
Его основной «фишкой» была спонтанность, все снималось с первого дубля без репетиций. Таким образом был снят фильм «Генерал», в котором Бастер играл машиниста паровоза, проезжающего по горящему мосту. На это он не пожалел 42 000 долларов.
Его смелые трюки никто не мог повторить, не причинив себе увечий, а он обходился без дублеров и ратовал за максимальную реалистичность происходящего. В своих фильмах он использовал инновационные методы: огромные декорации, иллюзии, движущиеся камеры.
Китон стал знаменитым и богатым человеком, он зарабатывал 3500 долларов в неделю и смог себе позволить построить дом за 300 000 долларов в Беверли-Хиллз. Но всего этого он лишился.
С приходом звукового кино его жизнь изменилась, и все случилось из-за того, что в 1928 году он подписал контракт со голливудской студией MGM, которая стала ограничивать его рвение и творческий потенциал.
Продюсеры не разрешали Бастеру привлекать известных и талантливых актрис, считая что одной звезды в его лице будет достаточно, отклоняли его предложения о съемках фильмов, и в итоге он остался работать только актером. Причем ему не разрешали участвовать в сложных трюках и заменяли дублером, не желая подвергать риску свои вложения.
А после одного из конфликта с руководством его уволили, не дожидаясь окончания срока контракта. Все это привело Бастера к депрессии, он лишился не только работы, но и семьи. Его жена актриса Натали Толмэдж отсудила все его имущество и забрала двух сыновей, которым дала свою фамилию. С детьми актер увиделся только после их совершеннолетия.
Во второй раз он женился на медсестре Элизабет Мэй Скривен, но уже в 1935 году развелся.
В 40-х актер выпустил несколько короткометражек, участвовал в концертах, снимался в рекламных роликах, а в 50-60-хх появился на экранах в таких известных фильмах, как «Вокруг света за 80 дней» (кондуктор), «Этот безумный, безумный, безумный мир», «Приключения Гекльберри Финна» (укротитель львов).
Его последней женой в 1940 г. стала молодая танцовщица Элеонор Рут Норрис, которая была его верной и надежной спутницей, и сохранила о нем память. Актера не стало в феврале 1966 года, его жизнь унес рак легких. Элеонор пережила его на 40 лет.
Бытует мнение, что Бастер вообще никогда не улыбался и не смеялся из-за того, что его ограничивали в этом рамки контракта. На самом деле актер считал, что смеяться в кадре над собственными шутками — это непрофессионально, а в часы досуга он избегал попадаться на камеру улыбающимся, чтобы не навредить своему имиджу.
За такое серьезное выражение лица его называли «Великим Каменным Лицом» и даже «Ходячим Холодильником», но в быту, и на съемках в частности, он был обаятельным человеком и вполне мог расхохотаться.