Эта советская актриса польского происхождения из-за своего миниатюрного роста и миловидной внешности всю жизнь играла девушек-подростков. А всесоюзную известность получила почти в сорок лет. Роль Золушки не только стала ее триумфом, но и оказалось роковой. Актрису невзлюбил сам Сталин, и ее перестали снимать в кино.
Эксцентричная циркачка и актриса
Отец будущей кинозвезды был поляком, мама – русской. Оба работали в цирке, и цирковому искусству обучили дочерей – Янину и Элю. Янина выступала вместе с родителями с трех лет. На цирковой арене девчонка была и наездницей, и акробаткой, и балериной и много кем еще. Более того, подростком она давала платные уроки по балетному танцу людям намного старше себя.
Возможно, Янина так и продолжала бы выступать в цирке. Но когда девушке было 13 лет, отца не стало. На нем держался весь их цирковой номер. Поэтому после смерти главы семейства мать вместе с детьми ушла из цирка.
Семья обосновалась в Петрограде и решила покорять эстраду. Янина вместе сестрой научилась играть на ксилофоне. Был создан семейный музыкальный ансамбль, и его номера пользовались определенной популярностью у публики.
Но Янине этого показалось мало. Девушка поступила на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» и стала обучаться в актерской студии. Учеба давалась ей легко. Ведь до этого у нее уже был солидный артистический стаж в цирке.
В 1925 году Янина дебютировала в кино. И с тех пор снималась регулярно. Самым плодотворным периодом в кинокарьере она считала 30-е годы – предложения от режиссеров поступали одно за другим.
На съемках Янина познакомилась с актером Андреем Костричкиным. Между ними вспыхнул роман, вскоре переросший в брак. Родилась дочь, которую тоже назвали Яниной. Но семейная жизнь продлилась всего несколько лет, и брак распался. Оба в тот момент выбрали карьеру.
Поклонники не давали актрисе прохода. А после выхода фильма «Подруги», где Жеймо сыграла девушку Асю по прозвищу Пуговица, киностудию завалили письмами. Причем, на конвертах так и писали: «Ленфильм, Пуговице». Кинокарьера Жеймо шла в гору.
И к началу 40-х годов Янина была уже довольно известной актрисой. Удачно складывалась и личная жизнь. Женщина встретила кинорежиссера Иосифа Хейфица и вышла замуж второй раз. В этом браке родился сын Юлий. Он потом тоже пойдет по стопам родителей. Выберет кинематограф и станет оператором.
Блокадница Ленинграда
Когда грянула война, муж и дети эвакуировались в Ташкент. А Янина осталась в Ленинграде. У нее тяжело заболела сестра Эля, и она не могла ее бросить. Когда город оказался в блокаде, Янине предлагали покинуть его на самолете вместе с другими известными людьми.
Но она категорически отказалась. Сочла это предательством. «Должен же кто-то остаться и защищать город», – бесстрашно воскликнула актриса. Военные с восхищением смотрели на эту храбрую миниатюрную женщину.
В тяжелые блокадные дни актриса вступила в истребительный батальон. В валенках и тулупе, с винтовкой наперевес вместе с другими добровольцами патрулировала город, несла ночные дежурства. При этом продолжала выступать перед ранеными бойцами в госпиталях и… сниматься в кино. Как и все ленинградцы, получала 125 граммов хлеба в день. Было тяжело, но мужественная женщина держалась из последних сил.
В 1942 году изможденную, еле стоявшую на ногах Янину Жеймо все-таки отправили в Ташкент. Однако в столицу Узбекистана она добиралась долгие два месяца. По пути в тыл эшелоны с беженцами неоднократно бомбила вражеская авиация.
Пока поврежденную железную дорогу ремонтировали, поездам приходилось подолгу стоять. В Ташкент пришла новость о том, что разбомбили эшелон с артистами. В этом поезде якобы находилась и Янина.
Узнав о гибели актрисы, супруг счел себя свободным мужчиной и долго горевать не стал. Встретил другую женщину, вскоре женился. А потом объявилась Янина. Весть о её гибели оказалась ошибочной. Поступок мужа стал для нее тяжелым ударом.
Актриса получила сильнейшую психологическую травму. Погрузилась в депрессию. У нее начались провалы в памяти. Она с трудом понимала, где находится, не узнавала близких людей.
Врачи еле-еле вытащили ее из депрессии. К счастью, рядом оказался давний знакомый, польский кинорежиссер Леон Жанно. Мужчина оказал ей дружескую поддержку в столь трудный период. А впоследствии стал ее третьим мужем. С ним актриса прожила до конца своих дней.
Золушка навсегда
После всех личных невзгод Янина вернулась в профессию и продолжила сниматься в кино. А после Победы очень хотела подарить зрителям чудо – сыграть в сказке. Писатель и драматург Евгений Шварц специально под актрису написал сценарий музыкального фильма про Золушку. На тот момент женщине было уже 38 лет. А ее героиня была ровесницей ее дочери. Но Янина прекрасно справилась с ролью.
Актриса понимала, что годы берут свое. Все резче проступали морщины на лице. И она уже не была той миловидной девочкой-подростком как ранних кинокартинах. Поэтому попросила, чтобы ее снимали в вечернем свете. Так она выглядела моложе в кадре, а морщинки были практически незаметны.
Женская хитрость удалась. Ее Золушка покорила весь послевоенный СССР. Многие зрители даже не догадывалась, что перед ними на экране не юная девчушка, а взрослая, умудренная опытом женщина, пережившая блокаду Ленинграда. И кинокритики, и зрители были покорены ее обаянием. Фильм-сказка «Золушка» принес Янине Жеймо всесоюзную славу.
Однако на самом верху талант Янины не оценили. Актрису невзлюбил сам Сталин. В миниатюрной миловидной женщине вождь не увидел послевоенную героиню. Она оказалась просто не в его вкусе. Ему нравились высокие статные красавицы. А глядя на маленькую Янину, он недоумевал: «Разве могут быть такими героини»?
Как позже вспоминала дочь актрисы, несколько раз подавали документы на присвоение маме звания заслуженной артистки. Но Иосиф Виссарионович упорно ее вычеркивал из списка. Актрису перестали приглашать в кино. Долгие годы она довольствовалась лишь озвучиванием других персонажей. Ее голосом говорили Герда из сказки «Снежная королева», актрисы Софи Лорен, Николь Курсель, Джульетта Мазина.
На экраны Янина вернулась уже после смерти «отца народов». Сыграла в приключенческой кинокартине «Два друга». А ее последней киноработой стал фильм «Рядом с другом». Но былая слава ушла безвозвратно.
Вместе с супругом и сыном Янина Жеймо переехала в Польшу. В СССР с тех пор бывала лишь наездами. Приезжала в гости к дочери. У той уже была в Советском Союзе собственная семья, налажен быт. И она отказалась переезжать вместе с матерью и отчимом в чужую страну.
В Польше муж Янины Жеймо устроился на киностудию. Сын поступил в киношколу. А сама она занялась домашним хозяйством. На новом месте ее актерские таланты оказались никому не нужны. Так и жили на зарплату главы семейства. Ютились в маленьком домике, который когда-то был гаражом.
Янина втайне завидовала своим бывшим коллегам-актрисам. Они продолжали сниматься. Получали престижные звания и награды. Жили в больших квартирах. Жеймо очень надеялась, что и она когда-нибудь снова будет блистать в лучах софитов. Но вместо этого жила в нищете и забвении. И грустила о славном актерском прошлом. О той самой роли, которая когда-то принесла ей всенародную любовь.
В последние годы актрису часто подводило здоровье. После всех невзгод женщина перенесла два инфаркта. А в декабре 1987 года Золушки не стало. Ее супруг Леон Жанно, который когда-то вытащил ее из депрессии и спас жизнь, пережил ее на десять лет.