Будущая актриса появилась на свет в селе Красном Горьковской области в многодетной семье мастера по валянию валенок и продавщицы. Валя была младшей из семи сестёр и братьев, но именно у неё с детства была самая сильная связь с отцом, от него она позаимствовала доброту и умение сопереживать ближнему. Когда преуспевающего крестьянина раскулачили и отобрали всё имущество, для семья это стало тяжёлым ударом. Матери пришлось подать на развод и переселить детей к бабушке, чтобы избежать высылки. Вернувшись из заключения с подорванным здоровьем, отец семейства не расклеился и начал жизнь с нуля — стал работать слесарем и выстроил новый дом.
Ещё со школьных лет юная Валя активно участвовала в самодеятельности, играла на гитаре в оркестре. После школы она уехала покорять столицу и без труда поступила во ВГИК. Студенческие годы стали для начинающей актрисы из провинции настоящей сказкой: она легко выживала на небольшую стипендию, а всё свободное время проводила в театрах и музеях, куда её бесплатно пускали по студенческому билету.
Уже со второго курса Валентина Теличкина начала понемногу сниматься в кино. Сама актриса своей судьбоносной работой считала роль машинистки в фильме Сергея Герасимова «Журналист», который открыл ей дверь в мир большого кинематографа. После этого в фильмографии Теличкиной появилось больше восьмидесяти картин, среди которых — «Зигзаг удачи», «У самого Чёрного моря», «По секрету всему свету», «Портрет жены художника», «Васса», «Не может быть!», «По главной улице с оркестром», «Где находится нофелет?», «Менялы».
В 90-е годы для Валентины Теличкиной наступили трудные времена. Интересных ролей почти не предлагали, а если и находилась работа, то в кадре непременно нужно было обнажаться. От таких предложений актриса отказывалась наотрез. Для неё было важно сохранить достоинство, пусть и денег на жизнь совсем не хватало. Теличкина признавалась, что за годы творчества в неё не раз влюблялись режиссёры, но она никогда не позволяла себе романы ради роли. На фоне простоев в карьере у актрисы началась затяжная депрессия, но у неё всегда оставался самый надёжный стимул в жизни — семья.
С будущим мужем — архитектором Владимиром Гудковым — Валентина Теличкина познакомилась в болгаро-советском клубе молодой творческой интеллигенции. Для него это была любовь с первого взгляда, но актриса тогда страдала от неразделённой любви к другому и не обратила на Владимира особого внимания. Он ухаживал долго, настойчиво, но очень тактично, и в конце концов сердце Теличкиной растаяло. Они никогда не спешили в ЗАГС. Сын Иван появился на свет в 1979 году, а официально супруги узаконили отношения только спустя год, чуть не проспав регистрацию. Теличкина стала матерью в 35 лет и до сих пор благодарна судьбе, что не последовала примеру других актрис и успела создать крепкую семью. Сын Валентины Ивановны вырос, окончил МГИМО и подарил ей внука, в котором бабушка души не чает.
Возвращение Валентины Теличкиной на большой экран состоялось в начале 2000-х, когда ей предложили сыграть маму главного героя в криминальном сериале «Бригада». Прежде актриса отказывалась от съёмок в сериалах, но на этот раз сценарий ей понравился. После этого Теличкина стала периодически появляться в кино — иногда могла сниматься в нескольких проектах в год, иногда отказывалась от съёмок на несколько лет. Последний на сегодняшний день фильм с участием актрисы вышел на экраны в этом году: в криминальной мелодраме «Вопреки очевидному» Теличкина сыграла мать главной героини.
Ещё во времена борьбы с депрессией Валентина Теличкина по совету психотерапевта нашла хобби, которое было ей давно интересно. Актриса попробовала себя в качестве художника — и вот уже тридцать лет из-под её кисти выходят всё новые полотна. За плечами Валентины Теличкиной несколько персональных выставок. Актриса является воцерковлённым человеком — религиозные мотивы часто находят отражение в её живописном творчестве.