В Голливуде ее называли «русской тигрицей». Как фаворитка Немировича-Данченко уступила Советский Союз Любови Орловой ради счастья за океаном

Очень причудливая судьба у нашей сегодняшней героини. Ольга Бакланова добилась многого в СССР, но сбежала в Америку. Снялась в первом голливудском фильме ужасов. Советские режиссеры кусали локти….Но, недолго. Ведь ее место быстро заняла никому неизвестная тогда Любовь Орлова.

Таких, как Ольга Бакланова, называют баловнями судьбы. Яркая внешность, неординарный актерский талант, удачная карьера, ошеломляющий успех у публики. Ученица Станиславского, муза Немировича-Данченко. Признание советской властью, несмотря на непролетарское происхождение. И вдруг – не вернулась из США.

Оле исполнилось 16, когда в Московском художественном театре объявили набор в труппу. Конкурс был огромный – на три места претендовало 400 человек. Бакланова оказалась в списке победителей: ее наставником стал сам Станиславский.

Отдыхая летом в Крыму, Ольга познакомилась с режиссером Ялтинской киностудии Виктором Туржанским, который снял девушку в четырех короткометражках. Это вызвало неудовольствие Станиславского, но в конце концов мэтр простил непослушную ученицу. В течение последующих четырех лет Бакланова сыграла в 20-ти фильмах; ни один из них не сохранился.

В театре Ольга была задействована во всех основных пьесах: «Каменный гость», «Двенадцатая ночь», «Сверчок за очагом». Критики относились к ее творчеству благосклонно, зрители были в восторге.

Мирное течение жизни нарушила Октябрьская революция 1917 года. Бакланова, владельца Купавинской ткацкой фабрики, расстреляли. Жене и детям разрешили занять одну комнату, подселив в их фамильный особняк несколько чужих семей.

Ольга благоразумно решила не ссориться с новой властью и продолжила творческую карьеру, даже снялась в откровенно пропагандистской ленте «Хлеб».

В 20-е годы театр переживал кризис: народ не стал ходить на серьезные спектакли. Немирович-Данченко создал Музыкальный театр, в котором шли представления с песнями и танцами.

Ставка делалась на Бакланову, и она оправдала ожидания: благодаря обаянию и таланту, актриса собирала полные залы. Ольга стала тайно встречаться с Немировичем-Данченко, который боготворил актрису. Впрочем, любовная связь со стареющим мэтром продлилась недолго, это не помешало замужеству.

В 1922 году Ольга стала женой адвоката Владимира Цоппи, а через год родился сын Владимир. Ребенок страдал детским параличом и эпилепсией, требовал постоянной заботы и серьезного лечения. Ольга много работала: нужны были деньги, чтобы поставить Володю на ноги.

Помогала подруга Наталья Дефендова, которая стала для ребенка практически второй матерью.

В 1925 году Бакланова получила звание «Заслуженная артистка» и разрешение на выезд в гастрольный тур по Европе и Америке.

В США труппа потерпела поражение: залы оказались полупустыми. Положение спасала Бакланова – ее зрители принимали хорошо. Американский импресарио Моррис Жест предложил Ольге остаться.

Она согласилась, хотя понимала, что отныне возвращение на Родину для нее становилось невозможным. Знала, что могут пострадать родные и близкие, но и это ее не остановило.

Немирович-Данченко сильно переживал, но нужно было как-то решить проблему. И на место ушедшей Баклановой он поставил никому неизвестную тогда Любовь Орлову. Это был прекрасный случай, который позволил Орловой сделать головокружительную карьеру и стать всесоюзной любимицей.

Первое время Бакланова играла в голливудских фильмах эпизодические роли, но после герцогини Джозианы в картине «Человек, который смеется» ее карьера стремительно пошла вверх. За пять лет она снялась в 18-ти картинах.

Оглушительному успеху, кроме высокого мастерства, способствовали редкая красота, чувственность, страстность создаваемых ею образов: актриса получила прозвище «Русская тигрица».

Оставшиеся в СССР родственники Баклановой во избежание неприятностей «забыли» о ней, порвали фотографии, отказывались от писем и посылок, которые беглая звезда регулярно присылала через американское посольство. Младшая сестра Наталья стала профессиональной скрипачкой, играла в оркестре Художественного театра.

Брат Глеб сделал головокружительную военную и общественную карьеру. Генерал-полковник, Герой Советского Союза был депутатом Верховного Совета СССР, членом Олимпийского комитета.

Глеб Владимирович отрицал родство с голливудской актрисой Баклановой, и в написанных им двух автобиографических книгах нет упоминания о сестре.

Своим невозвращением Ольга нанесла тяжелый удар и Немировичу-Данченко. Именитый режиссер создавал музыкальный театр ради нее, чтобы Бакланова могла реализовать необыкновенное музыкальное дарование.

Кроме того, ходила молва, что руководителя и приму соединяли долгие романтические отношения. По воспоминаниям очевидцев, Владимир Иванович, узнав шокирующую новость, безутешно рыдал в театральном фойе, опершись рукой на рояль.

Зато, как я упомянула ранее, эта история оказалась выгодной для хористки театра Любови Орловой. Она внешне напоминала Бакланову, что и предопределило ее судьбу. Любовь заняла освободившееся место, а вскоре стала сниматься в фильмах и превратилась в кинозвезду.

Бакланова купила шикарный дом в престижном районе, имела дорогие автомобили, бриллианты. Регулярно высылала деньги на содержание и лечение сына, который находился с Дефендовой в Италии. После 1930 года переводы прекратились: скорее всего, ребенок умер.

С его отцом Бакланова брак расторгла. Вторым супругом Ольги стал соотечественник-эмигрант Николай Сусанин, тоже актер. В этом союзе родился здоровый мальчик.

В 1932 году Бакланова снялась в драме с элементами фильма ужасов «Уродцы». Фильм прогремел, но, увы, не в позитивном ключе.

Бакланова сыграла циркачку, которая оказалась в окружении уродцев. Это был полноценный ужастик играют настоящие цирковые уродцы – без рук, без ног и с другими странными отклонениями. Моментами смотреть это действительно страшно.

Картина поразила зрителей, а Ольга в этом фильме не приглянулась аудитории.

После провала которой ее кинокарьера пошла на спад. Во многом это произошло из-за замены немого кино звуковым: несмотря на все старания, Ольга не могла победить иностранный акцент. Киностудии отказывались от ее услуг, предлагаемые роли были незначительными. Ушла эпоха немого кино, а в новую реальность Ольга не вписалась.

Бакланова развелась со вторым мужем и уехала в Нью-Йорк. Возвращение на театральную сцену большого успеха не принесло. Чтобы прокормиться, актрисе пришлось петь по ресторанам.

В третий раз она вышла замуж за Ричарда Дэвиса. Он был богат и намного моложе Баклановой, но боготворил ее; к тому же имел собственный театр, где Ольга блистала до 50-ти лет.

В 1960 годах общественность опять вернулась к «Уродцам», запрещенным для показа во многих странах. На этой волне вспомнили о русской звезде, которой было без малого 70 лет. Она дала несколько интервью, хотя не все смогла вспомнить.

Устав от созданной вокруг нее шумихи, Ольга переехала в швейцарский город Веве, где и скончалась в возрасте 81 года.

Нам никогда не узнать, жалела ли Бакланова о содеянном. О ее чувствах можно судить по отрывку из письма, которое актриса написала своему другу театральному инспектору Федору Михайскому:

«Душа моя у вас, с вами. Моими родными, в моем милом родном театре, который, конечно, всегда и везде останется моим храмом. Моим дорогим родным домом. Веришь мне? Слезы наворачиваются на глаза. Как я вас люблю!»

Такой вот крик души…

Оцените статью
В Голливуде ее называли «русской тигрицей». Как фаворитка Немировича-Данченко уступила Советский Союз Любови Орловой ради счастья за океаном
Людмила Стоянова — советская актриса из фильма «Москва слезам не верит», куда она пропала