Ее доля сложилась трагично, но в это невозможно поверить, глядя, как с экрана смотрит хохотушка, игриво прищурив глаз. Молоденький инструктор по физкультуре в картине «Семь стариков и одна девушка» — одна из самых известных ее работ.
Давайте вспомним еще раз замечательную актрису Светлану Савёлову и поведаем о ее непростом жизненном пути.
На самом деле яркая, веселая и всегда подвижная Светочка даже не мечтала стать актрисой. Для нее это была сказка. Она уверенно шла к профессии врача и уже знала в какой институт будет поступать. Возможно, продолжи она путь в медицине, ее жизнь сложилась бы по-другому.
Но у судьбы были на Савёлову другие планы.
Встреча с кино…
В свой первый фильм «Прощайте, голуби!» Савелова попала случайно. Режиссёр этого фильма Яков Сегель долго не мог найти актрису на главную роль. Пересмотрев студенток театральных ВУЗов и знакомых съёмочной группы, он дал объявление в газету о поиске девушки не старше 18-ти лет, но ни одна соискательница Сегеля не устроила.
Им было принято решение начинать съёмки фильма без главной героини. И тогда съёмочная группа отправилась в Ялту, а сам Сегель направился в Севастополь на поиски исполнительницы главной роли.
Однажды у него сильно разболелась голова, и он зашел в первую попавшуюся аптеку. И там за прилавком аптеки режиссер увидел юную Савёлову, год назад окончившую школу. У нее не было актерского опыта, но именно это и нужно было режиссеру.
Все решилось мгновенно, вместо медицинского института, Светлана оказалась на съемочной площадке. Она была настолько непосредственна в роли Татьяны Булатовой, что ее коллеги не понимали — девушка гениальна или просто по-другому она не умеет.
Впоследствии оказалось, что выбор Якова Сегеля был правильным. Фильм оценили и зрители, и критики. Съемки фильма «Прощайте, голуби!» закончились, но сказка только начиналась.
После ошеломительного успеха дальнейший путь Светланы был предсказуем: она поступила в Щукинское училище.
Вот только больше интересных ролей девушке не предлагали. Она играла небольшие роли в посредственных фильмах. И только через 8 лет ей предложили сыграть начинающего тренера Лену Величко в фильме «Семь стариков и одна девушка», который тоже полюбился зрителям. Эта роль стала последней в фильмографии актрисы.
Театр спасал
Ввиду отсутствия хороших предложений от режиссеров кино, Светлана сосредоточилась на работе в театре. В Театре имени Вахтангова она проработала около года и ушла из-за конфликтов с художественным руководителем. До конца своих дней работала в Ленкоме.
Лучшая театральная роль Светланы была в спектакле «Три девушки в голубом», который в начале 80-х потряс театральную Москву.
Пьесу для постановки Марк Захаров заказал драматургу Людмиле Петрушевской. Она должна была написать свое произведение для давно уже ничего не репетировавшей Инны Чуриковой и для недавно перешедшей из Театра Сатиры в «Ленком» Татьяны Пельтцер. К получившейся пьесе обе актрисы вначале отнеслись прохладно. Но потом спектакль «Три девушки в голубом» стал для них одним из самых любимых.
В пьесе был задействован поистине звездный театральный состав: Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Борис Чунаев, Людмила Поргина.
Однако с 1982 до 1985 года спектакль был запрещен (изображение неприглядной советской действительности на сцене не нравилось чиновникам) и игрался примерно раз в полгода только для специальных комиссий.
В отличии от киношной, театральная карьера Светланы Савёловой складывалась сначала довольно успешно. Однако уже в 90-х годах актриса перешла на небольшие роли, а потом и вовсе выходила в массовке.
Что же стало виной тому?
Личная жизнь и одиночество…
Личная жизнь Светланы сложилась неудачно. В официальном браке она состояла лишь раз: за однокурсником Геннадием Байсаковым. Они сыграли шикарную свадьбу, так как родители парня были богатыми людьми. Спустя год семейной жизни супруги развелись.
Потом у Савеловой был роман с Николаем Караченцовым. Причем Николай стал огромной любовью актрисы, она к нему относилась очень искренне и мечтала выйти за него замуж. Но, по слухам, в жизнь актера вмешалась его мать, которая посчитала Свету слишком несдержанной, неподходящей партией для своего сына.
«Ее побаивались даже самые крутые парни. Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Свой «звездный статус» Савёлова несла до самого выпускного», – вспоминал однокурсник.
В итоге Караченцов выбрал другую женщину, свою будущую жену Людмилу Поргину.
Следующие ее романы тоже кончались ничем, и Светлана вновь оставалась в одиночестве. Детей у нее не было, но она охотно помогала своим подругам, была нежной, доброй и заботливой.
А жизнь неумолимо неслась вперед, и стрелки часов вращались все быстрее.
Светлана тяжело переживала разрыв с Николаем, а позже начала встречаться с коллегой по театру Сергеем Миловановым. Было известно, что артист злоупотреблял спиртным, и со временем Савёлова начала разделять его увлечение.
В 40-летнем возрасте Светлана неожиданно забеременела и решила оставить малыша. Но алкогольное пристрастие и возраст сделали свое дело: ребенок родился мертвым. Это сильно повлияло на актрису, ее взгляды и мироощущения и стало еще одним поводом опуститься на дно бутылки.
Последним мужчиной в ее жизни стал то ли отставной военный, то ли бывший милиционер, уволенный за пьянство.
Между ними летели искры: бурно ругались, страстно мирились, вместе выпивали – и крепко. Это стало проблемой. Савелова могла сорвать спектакль, ей давали все меньше ролей, а потом и вовсе перевели в массовку.
«Ленком» был один их немногих театров, в которых алкоголизм — приговор.
Марк Захаров не выносил пьянства и не прощал. Он снял Светлану Ивановну со всех ролей, а в кино уже давно не приглашали.
Но тем не менее Захаров как мог помогал актрисе.
Савёлова уже не могла работать, но в театре ей по-прежнему начисляли зарплату. Она была мизерной, но хоть что-то. Чтобы выжить, актриса поменяла квартиру в центре на окраину.
В 1999 году в «Ленком» позвонили из милиции и сообщили, что обнаружили бездыханное тело актрисы – в закрытой квартире оно пролежало не меньше трех дней. Сожитель куда-то испарился, и похоронами занималась администрация театра.
В шкафу не нашлось ни приличного костюма, ни белья. Актрису хоронили в одежде из театрального реквизита, а в последний путь провожали только бывшие коллеги. Причиной смерти была названа алкогольная интоксикация.
Светлане Ивановне Савёловой было 57 лет.