Учёба в ГУЛАГе, танцы в похоронных тапочках… Павел Шальнов и его жизнь «на пределе»

Да, артисту было что вспомнить из своего долгого и трудного пути.

Павел Шальнов, появившийся на свет в 1926 году, был родом из купеческой семьи. Но счастливого детства у него не было. Мамы не стало, едва мальчику исполнилось три года.

Через год начался процесс Промпартии (крупный судебный процесс по сфабрикованным материалам по делу о вредительстве в 1925—1930 годах в промышленности и на транспорте), отца как известного экономиста арестовали и приговорили к расстрелу.

Павла забрала сестра отца тётя Ксения, которая, несмотря на наличие собственных дочерей, заменила ему родителей и согрела его одинокую душу своим теплом и любовью. Она обивала пороги за отца Павла, дошла до самого Калинина и добилась замены расстрела на Соловки.

Когда мальчику исполнилось семь лет, отца перевели из Соловков в город Кемь, и тётка предприняла поездку к своему брату, взяв с собой Павла. Тогда заключённому позволили месяц снимать комнату и жить с родными в Кеми. Пусть под конвоем, но это для всех стало праздником и утешением.

Потом отца перевели в Медвежьегорск, и он смог забрать Павла к себе. В Медвежьегорске был собран весь цвет науки из политзаключенных. Отец Павла возглавлял планово-экономический отдел, занимавшийся строительством Беломорканала.

Они с сыном обитали в бараке под присмотром конвойного. Отец работал, а мальчик ходил в местную школу. Через четыре года отец умер, и осиротевший мальчик снова вернулся к тете Ксении.

Они вместе пережили войну, во время которой Павел начал работать на заводе. Потом стал учиться в заводской школе рабочей молодежи. Закончив её, поступил сразу в два вуза — Бауманский институт и ГИТИС. Почти два курса проучился на два фронта, потом выбрал театр.

И хотя жить и учиться в послевоенные голодные годы было трудно, артист вспоминал их как самое счастливое время своей жизни.

На занятия в ГИТИС студент ходил в гимнастерке и кирзовых сапогах, даже на уроки танцев, которые вела замечательный педагог Мария Степановна Воронько. Она сокрушалась по поводу нетанцевальной обуви Павла и даже жаловалась на это директору.

Понимая причину отсутствия у парня необходимого для занятий реквизита, директор предлагал ему деньги на его покупку. Но юноша не хотел никого обременять своими проблемами и решил найти выход сам. А поскольку отыскать тапочки для танцев сорок пятого размера было невозможно, он поначалу сшил себе «специальные носки». Но они спадали со стоп при каждом па-де-де.

В 1952 году дипломированный выпускник ГИТИСа поступил на работу в Московский драматический театр им. М.Н.Ермоловой.

За восемнадцать лет службы на этой сцене он сыграл множество интересных ролей, среди которых Алексей («В добрый час» В.С. Розова), Борис («Вечно живые», В.С. Розова), Влас («Дачники» Максима Горького), Вяземский («Пушкин» А. Глобы), Ленни («Три товарища» Ремарка), Петр («Лес» Александра Островского), Петроний («Укрощение укротителя» Флетчера).

В начале 70-х Павел Шальнов ушел в Москонцерт, в составе труппы которого с сольными программами объездил всю страну. Стал победителем в двух чтецких конкурсах — по Максиму Горькому и Владимиру Маяковскому.

Первый раз снялся в кино в 1954. Но это была маленькая роль осветителя Володи в картине «Весёлые звёзды», его имя даже не указали в титрах. Через год его пригласили в социальную драму «Сын» — о внутреннем становлении девятиклассника Андрея Горяева.

А в 1957 в его киножизнь пришла первая главная роль — в кинодраме Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу». Он сыграл там Николая, мужа Кати, который говорит беременной жене: «Может, ещё рассосётся всё?»

В фильме также снимались: Жанна Болотова, Владимир Земляникин, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Нинель Мышкова и другие замечательные актёры.

Потом были другие роли: Пронька в драме «Трудное счастье», Ладошкин в историко-приключенческой ленте «Ветер», Бережной в фильме «Это было весной», Войнаровский в драме «Високосный год».

В знаменитой картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» Павел Шальнов сыграл роль участкового милиционера. Это его герой стыдит Кузьму Иорданова (Юрий Никулин): «Эх, Иорданов, Иорданов — был рабочим человеком, воевал, награды имеешь!»

Александр Птушко взял Павла Шальнова в свой фильм-сказку «Сказка о царе Салтане» на роль дьяка за его уникальное умение шевелить животом. И артист справился с ролью блестяще.

Павел Шальнов всегда был верующим человеком, к этому его с детских лет приучила тетя Ксения. Даже будучи членом партии, Павел Александрович ходил в церковь. А потому его приход в 1990 году в труппу Русского государственного духовного театра «Глас» выглядит вполне логично. Здесь актер, что называется, нашел себя.

Он был занят во всех постановках. Играл Дедушку («Это Сам Христос Малютка», Н. Астахов, Т. Белевич), Афанасия Ивановича («Раб Божий Николай», Н. В. Гоголь), Епископа («Китеж», И. Экономцев), кучера («Духовные очи», С. Нилус, И. Шмелев), Сорина («Репетируем «Чайку», А. Чехов), Генерала («Живы будем — не помрем!», В.Шукшин) и других персонажей.

Оставался занятым и нужным до последнего дня, своим активным участием в жизни делая мир богаче, мудрее и добрее.

*

Павел Шальнов прожил «на пределе» почти все свои 85 лет и ушёл из жизни в 2012 году.

Оцените статью
Учёба в ГУЛАГе, танцы в похоронных тапочках… Павел Шальнов и его жизнь «на пределе»
Куда пропала Анна Табанина после «Бедной Насти». Почему хотела уйти в монастырь и как выглядит сегодня?