Лиза не знала, кто все эти люди. Более того, у неё сложилось убеждение, что не знал их и папа, но все они здоровались с какими-то странными и счастливыми улыбками, а некоторые даже пытались что-то сказать…
…Дома Лиза совсем извелась, детское любопытство не давало никакой возможности сосредоточиться на «делах», поэтому всё-таки решилась подойти к отцу и задать прямой вопрос:
– Папа, а кто были все эти люди? – Лиза наконец озвучила вопрос, который весь день крутился у нее на языке.
– Какие люди? – пробормотал Равикович смешно наморщив лоб и округлив глаза.
– Ну, которые к тебе подходили в магазине и на улице. Откуда ты их всех знаешь? – актер ничего не ответил, лишь ласково потрепал дочь по голове.
Анатолия Равиковича многие знают по замечательной комедийной роли Хоботова в фильме «Покровские ворота». Актёр настолько сросся с ней, что многие зрители и воспринимали артиста исключительно как непоседливого, ранимого и немного смешного.
Между тем большую часть карьеры актер блистал на сцене Театра им. Ленсовета, в котором не только стал успешным и популярным у «театралов», но и нашёл настоящую любовь.
Многие моменты своей жизни Анатолий считал «счастливыми случайностями», которые помогали ему на его жизненном пути…
Моноспектакли
Анатолий Равикович родился в Ленинграде за пять лет до начала Великой Отечественной войны. На его детство выпали и тяжёлые годы блокады, и нелёгкие взаимоотношения со сверстниками, и предвзятое отношение учителей. Толю отдали в школу для мальчиков, где он оказался откровенным изгоем, но выход из любой ситуации будущий актёр умел находить уже тогда…
Отдушиной для Равиковича стал детский драмкружок, где Толя взаимодействовал, в основном, с девчонками – зато впервые попробовал себя в качестве артиста. Вскоре он научился и извлекать выгоду из своего нового увлечения…
Равикович не мог заслужить уважение дворовой компании мальчишек, потому что не умел да и не хотел делать всего того, в чём были сильны они: драться, курить и виртуозно ругаться. Но Толя всё же нашёл способ «стать своим».
В кружке Равикович обнаружил способности к пародированию и однажды спонтанно устроил во дворе моноспектакль с собой в главной роли. Выступление представляло собой импровизацию на тему популярного кинофильма «Волга-Волга» с прославленной Любовью Орловой, где Толя лихо, а-ля Фигаро, исполнил роли всех персонажей – и мужских, и женских.
Дворовые хулиганы пришли в восторг и Толя Равикович наконец заслужил в их среде уважение и даже определённую популярность.
Занятия в драмкружке привели Анатолия к мысли о том, чтобы попробовать себя в актёрской профессии. Однако встретился с достаточно сильным противодействием отца, который откровенно считал актёрство бесполезным занятием.
Мальчик все же сумел сломить сопротивление родителя. Приврал, что на самом деле мечтает о профессии киноинженера, а без театрального института здесь ну никак не обойтись…
Смех Райкина и Театр им. Ленсовета
Поступление в Театральный институт им. А.Н. Островского стало по мнению самого Равиковича одной из «счастливых случайностей». Анатолий на самом деле достаточно самокритично относился к своим актёрским способностям, даже предвзято, поэтому особых надежд на поступление не питал.
Его вело провидение: абитуриент Равикович выбрал не самый подходящий для себя репертуар – и песню собрался петь неподходящую для своего тембра — «По долинам и взгорьям…», да и читал что-то абсолютно нелепое, но именно это и стало его «козырями в рукаве».
Косил ли Толя под дурачка специально или в очередной раз выдал импровизацию – никто так никогда и не узнал. Факт заключался в том, что одним из членов приёмной комиссии был Аркадий Райкин, который к вопросам юмора относился серьёзно.
«Прелестное» пение Равиковича в буквальном смысле довело «мэтра» до слёз – он хохотал, пока не повалился на стол от изнеможения. Из уст Райкина прозвучала самая по его мнению достойная похвала — «замечательный идиот», и Анатолий Равикович был зачислен в ряды студентов театрального института.
По окончании института благодаря «традиции распределения», которая вершила судьбу большого числа ленинградских и московских артистов, Равикович отправился в «прогулку» по провинции. Сначала служил в театре Комсомольска-на-Амуре, а затем – в труппе Сталинградского театра им. М. Горького.
Очередная «счастливая случайность» произошла во время отдыха провинциального актёра в Крыму – там он познакомился с Игорем Владимировым. Тот как раз наборал артистов в ленинградский Театр им. Ленсовета. Молодой Анатолий Равикович получил от Владимирова приглашение, а заодно и возможность вернуться на родину.
Первый брак, театр и любовь всей жизни…
Ещё будучи студентом театрального института, Анатолий связал свою жизнь с однокурсницей Еленой Доброседовой. Пара вскоре поженилась и в браке родилась дочь Мария. Равикович, по возвращении в родной Ленинград, постепенно становился одним из ведущих актёров Театра им. Ленсовета, причём задействован был не только в классическом, но и в современном репертуаре.
Актёр пользовался успехом и был востребован на сцене – в кино же практически не снимался – этот вид искусства на тот момент совершенно его не интересовал. Но годы шли, и Равикович всё больше ощущал состояние внутреннего застоя: одни и те же роли, причём с постепенно растущим «возрастом» героев, семья…
Всё это превратилось для Анатолия в рутину и продолжалось по кругу, пока не появилась новая любовь…
Мезальянс
В Театр им. Ленсовета пришла актриса – совсем юная Ирина Мазуркевич, которая, однако, уже была известна по ролям в кино. Равикович влюбился практически моментально, но долго не мог признаться самому себе в возникших чувствах.
Ирина же вообще считала Анатолия «старичком», потому как впервые увидела его на сцене в роли возрастного персонажа, решив, что и в жизни актер не моложе.
Трудно представить себе более красивый и трогательный роман, чем история влюблённости Анатолия Равиковича и Ирины Мазуркевич. В нём было всё: и нарастающее, непреодолимое влечение, и боязнь признания, и первый поцелуй на новогоднем вечере, и тайные встречи на лютом морозе.
В какой-то степени Равикович повторял судьбу своего Хоботова, так как избранница была на порядок младше его.
Равикович постепенно понял, что нашёл любовь всей своей жизни, но всё никак не мог сделать шаг на пути разрыва отношений с женой – Еленой Доброседовой. Его пугал уход из семьи, где есть дочь, но в конце концов Ирина поставила Анатолия перед выбором.
Актёр выбрал любовь, и перебрался жить к Мазуркевич. И квартиру, и остальное имущество он оставил жене и дочери, собрав лишь чемодан с самыми необходимыми вещами. Он ушёл в новую жизнь, к любимой, с которой его в очередной раз свёл тот самый «счастливый случай»…
В театре такой роман сочли мезальянсом, так как Ирочка, несмотря на юный возраст, уже успела прославиться ролью Наташи в картине «Как царь Петр арапа женил». В то время как Анатоли был известен лишь в кругу театралов. И все же он не побоялся пересудов.
– У меня в жизни было всё, что только человек может себе пожелать, — признавался Равикович.
Семейное счастье и популярность
В браке с Ириной Мазуркевич у артиста родилась вторая дочь – Елизавета, которая стала любимицей отца. Она же впоследствии испытала на себе все «прелести» всенародной популярности Анатолия Равиковича после выхода на экраны фильма «Покровские ворота».
«Хоботова» узнавали на улицах и в магазинах, а Лиза долго не могла взять в толк, кто все эти люди, которые так радуются появлению её папы…
Любовь пришла к артисту в возрасте сорока лет, когда он уже отчаялся стать счастливым, за ней появилась и культовая роль. Брак с любимой женщиной продлился тридцать два года. Даже в период безысходности и безденежья конца 80-х и начала 90-х годов они сумели сохранить свои отношения.
Анатолий Равикович построил свою жизнь и карьеру на «счастливых случайностях», но всегда лукаво улыбался, когда в очередной раз рассказывал журналистам о своей нелёгкой судьбе.
Он гораздо более активно снимался в кино во второй половине своей жизни, но так никогда и не променял его на театр, который принёс ему и успешную профессию, и отдушину, и любовь.