«Творчество отнимает счастливое время твоих детей»: отдала дочек и устраивала личную жизнь. Судьба советской поэтессы Беллы Ахмадулиной

— Вася, я прошу тебя, смени ты кирзовые сапоги и косоворотку на приличный костюм и ботинки.

— Зачем, Белла? Мне и так все нравится, — Шукшин злился не на шутку.

— Мы идем с тобой в светское общество. Ты должен выглядеть не хуже, чем другие… — Ахмадулина была непреклонна: наверное, ей было стыдно, что ее ухажер одет «не по моде».

Настоящее имя будущей поэтессы – Изабелла. Мама с бабушкой долго подбирали для малышки имя из далекой, загадочной Испании, которая была популярна в то время и остановились на диковинном – Изабелла. Позднее Ахмадулина немного его «сократила», стала Беллой.

Родители девочки «занимали посты» во властных структурах, поэтому риск попасть в немилость был велик.

Мама вообще служила в КГБ, в самый опасный момент она спасла мужа, которого уволили с работы. Эмоциональный ребенок чувствовал эту тревожную атмосферу.

Воспитание Беллы больше лежало на плечах русской бабушки со стороны мамы. Вообще же девочка выросла в интернациональной семье: отец – татарин, по материнской линии имеет русские и итальянские корни.

В детстве Беллу отправили к родне в Казань. Ребенок чудом выжил, сначала голод, потом болезнь сказались на здоровье.

Если бы не приехала во время мама, мы бы и не узнали о талантливой поэтессе.

В 1945 девочка с мамой вернулись в Москву. Школу и вообще учебу Белла не любила. Ее даже вызывали на комиссию, учитель представляла Ахмадулину, как неспособного ребенка с тяжелым характером. А вот за чтением проводила много времени, поэтому стала эрудированным человеком, грамотно писала.

Еще Белла с детства любила животных. Много позднее она повторяла слова А.Цветаевой, что слово Собака надо писать с большой буквы.

Сочинять стихи Ахмадулина начала еще в детстве, причем особенный поэтический стиль можно заметить даже в первых произведениях.

Стихи юной поэтессы напечатали в 1955 году в журнале «Октябрь», что было весьма престижно. Строгие критики первый творческий опыт приняли неодобрительно, отмечали старомодность поэтической манеры.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

Наверняка кто-то из читающих, смахивал слезу, смотря «Жестокий романс», впрочем, как и я…

А строчки:

По улице моей который год

звучат шаги — мои друзья уходят..

знакомы всем, кто хоть раз смотрел фильм «Ирония судьбы».

С высшим образованием у Беллы ситуация сложилась сложная. Ее исключили из Литературного института, не приняли на журфак МГУ. Ахмадулина утверждала, что такие неприятности случились из-за ее независимого и своеобразного характера.

Она на экзаменах говорила, что не читает газету «Правда», не изучила труды классиков марксизма – ленинизма. Наверно, так оно и было, ведь красавица всегда отличалась непредсказуемостью, оригинальностью в словах и поступках.

В это время слава поэтессы росла, она становилась одним из символов оттепели 60-ых годов. Много обсуждали и личную жизнь Ахмадулиной.

Звучала критика внешности Беллы – сутулая, не грациозная в движениях. Скорее всего, так говорили отвергнутые поклонники или соперницы. Марина Влади утверждала, что поэтесса слишком ярко красится.

Но большинство не сомневалось – у Беллы дивная красота, она кокетливая, понимает силу своего очарования. А уж когда она читала со сцены свои стихи, мужчины теряли дар речи.

Многие отмечали 2 особенности: неприспособленность поэтессы к быту и щедрость. Причем часто дарила не «по поводу», а потому что настроение такое возникло.

Так при встрече с С.Параджановым отдала ему массивный золотой крест.

Романов у Ахмадуллиной было не то что много, а очень много. Может, вдохновение черпала в очередном увлечении, может, темперамент такой.

Устраивала личную жизнь

Белла часто появлялась с избранниками в свете.

Среди тех, чье сердце покорила красавица, поэт Андрей Вознесенский.

Отношения с Василием Шукшиным длились почти год. Изысканную, утонченную женщину привлек талант писателя и режиссера, его образ «простого парня с Алтая».

Режиссер даже снял Беллу в своем фильме «Живет такой парень».

Хотя поэтесса иногда стеснялась приходить с Шукшиным в светское общество, просила сменить кирзовые сапоги и косоворотку на приличный костюм и ботинки. В ответ резкий Василий Макарович говорил, что Ахмадулина пишет интеллигентную заумь.

В первый официальный брак Белла вступила в 18 лет, ее избранником стал поэт Евгений Евтушенко.

Евгений восхищался стихами юной поэтессы еще до знакомства, а когда впервые увидел – вообще потерял голову.

Роман развивался очень красиво: влюбленные подолгу гуляли по Москве, о своих чувствах рассказывали друг другу в стихах. После регистрации брака молодая семья поехала в Абхазию. Воспоминания о том счастливом времени остались навсегда.

«Поэт в России больше, чем поэт» — это слова произнес Евгений Евтушенко в 1965 году. И действительно, в Советском Союзе к поэтам и поэтессам было особое отношение.

Чуть позже жена сообщила о беременности, Евтушенко впал в уныние, он был не готов погрузиться в быт, заботиться о семье.

Поэтому сказал, что ребенок сейчас будет помехой. После этого в отношениях появилась трещина, которая с каждым днем отдаляла супругов друг от друга. Белла даже сменила имидж – коротко постриглась, покрасила волосы. Да и ее пристрастие к горячительным напиткам проявилось именно тогда.

Ахмадулина закрутила роман с А.Вознесенским, Евтушенко тоже не страдал в одиночестве.

Они развелись после 3 лет совместной жизни, однажды Евгений попытался восстановить отношения, но бывшая жена дверь не открыла.

Белла не комментировала первый брак, а Евтушенко признавался, что всегда сожалел, что не захотел ребенка.

Попытка удержать Нагибина

Знаменитому писателю Юрию Нагибину давно красавица–поэтесса нравилась.

Однажды на Дне рождения Евтушенко он встал на колени перед Ахмадулиной и предложил стать его женой.

В 1959 году Белла вышла замуж за именитого литератора, который был старше супруги на 17 лет. Она стала пятой, но не последней женой Юрия Марковича. Мужчина был привлекательным внешне, элегантным, пользовался популярностью у женщин.

Молоденькая Белла попала в богемную среду, муж ее просто боготворил, приучал к красивой жизни, помогал найти свой образ.

В этот период жизни в гардеробе женщины появились стильные шляпки с вуалью, гламурные сумочки.

Брак продлился 8 лет и напоминал американские горки.

А как иначе, если оба супруга увлекались горячительным, не отказывались от мимолетных отношений.

К тому же Нагибин отличался дисциплинированностью в творчестве и быту, а Белла была импульсивной, даже взбалмошной. Если привычный ритм нарушался, Юрий Маркович впадал в бешенство.

Инициатором окончательного разрыва стал писатель, скорее всего он просто устал от этих отношений, похожих на «американские горки» и встретил женщину, которая вскоре станет его очередной женой.

Белла сопротивлялась, зная, как супруг любит детей, решилась взять девочку из приюта, дала Анне фамилию и отчество Нагибина. Ничего не помогло.

Тогда поэтесса отправила малышку к маме и няне, — при ее образе жизни просто не было возможности посвящать много времени ребенку.

Третий и непродолжительный брак случился с юным Эльдаром Кулиевым, сыном знаменитого балкарского поэта К.Кулиева.

Мужчина оказался моложе поэтессы на 14 лет, познакомились они в ресторане

Непонятно, что объединяло столь разных людей, но именно в этом браке родилась дочь Елизавета, и ее тоже отправили к бабушке.

Позже Ахмадулина скажет:

«Творчество отнимает счастливое время твоих детей»…

Вскоре Белла познакомилась с художником Борисом Мессерером, который являлся близким родственником Майи Плисецкой.

Вряд ли живущая эмоциями поэтесса придала этому практическое значение. Напрасно, поскольку именно с ним она уверенно вошла в высшие круги творческого сообщества.

«Увела» Бориса у Эльзы Леждей

Эльза Леждей — актриса, известная по советскому сериалу «Следствие ведут знатоки».

Пока красавица-актриса пропадала на съемках, ее любимый выгуливал собачку и познакомился с поэтессой.

Надо сказать, что Эльза была очень ревнивой женщиной и намеревалась побить окна своей сопернице, которая жила поблизости.

Но это не помогло. Художник без сожалений ушел к Ахмадулиной.

В доме и мастерской Бориса Асафовича собирались актеры, писатели, художники. Общительный и доброжелательный характер Мессерера позволил создать своеобразный салон, посещать который – большая честь.

Влюбившись в Ахмадулину, художник окружил ее заботой, постарался сделать из поэтессы респектабельную даму, живого классика.

Собирал стихи жены, которая та легкомысленно писала на салфетках, вырванных из тетради листах для случайных знакомых.

Они всегда появлялись вместе на светских мероприятиях, Белла выглядела безупречно: изысканные наряды, обязательные шляпки, разумный макияж. Причем ссорились супруги постоянно, но и мирились быстро.

С Мессерером Ахмадулина успокоилась, уже не бросалась без оглядки в любовные приключения.

Да и возраст сказывался, замуж вышла почти в 40 лет. Вместе супруги прожили 36 лет.

С возрастом бурный ритм жизни стал утомлять, чета замкнуто жила в Подмосковье в Переделкино.

Как же там было замечательно летом. Поэтессе было хорошо в своем доме — в старости у нее было много заболеваний и свежий воздух был только во благо.

Достойно вела себя дочь Елизавета, которая воспитывалась у бабушки. Мама баловала визитами редко, каждое ее появление становилось праздником.

Узнав о тяжелом состоянии Беллы, дочь забыла обиды, помогала Борису Асафовичу заботиться о маме.

Поэтесса ушла в мир иной в ноябре 2010 года..

Оцените статью
«Творчество отнимает счастливое время твоих детей»: отдала дочек и устраивала личную жизнь. Судьба советской поэтессы Беллы Ахмадулиной
Александр и Наполеон: от симпатии до ненависти