Тщеславие, безделье и жизнь напоказ: 500 лет назад он понял о нас всё. Мишель Монтень, «Опыты»

Франция, XVI век. У власти Карл IX из династии Валуа, регентом при котором до его 13-летия была Екатерина Медичи. Страна раздираема противостоянием между протестантами и католиками.

Бракосочетание Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой Валуа только усугубило ситуацию и привело к страшной Варфоломеевской ночи, в результате которой в одном только Париже было истреблено 3000 гугенотов.

Именно в этот год дворянин Мишель де Монтень, продав свою судейскую должность, выйдя в отставку и поселившись в родовом имении, начал писать «Опыты». Сам автор утверждал, что они были написаны «скуки ради», а не для славы или чьей-либо пользы.

Размышления о человеческой природе изложены как житейские наблюдения, перемежающиеся примерами из современной Монтеню и античной истории и латинскими афоризмами.

Отдавая должное изяществу изложения, я нахожу много верного в рассуждениях философа-гуманиста, и мне кажется, его выводы и заключения актуальны и в наши дни.

О праздности

Даже плодородная земля зарастает сорняками, если её не обрабатывать, — размышляет философ. По аналогии и человеческий ум, если не занят чем-то определённым, начинает метаться и порождает пустые измышления, бредовые идеи, навязчивые представления.

Праздный ум, вырвавшийся на волю, не отдыхает – наоборот, он задаёт себе в сто раз больше работы, перелопачивая сиюминутные впечатления, создавая бесконечный внутренний диалог и не имея возможности на чём-либо сосредоточиться.

«Quisquis ubique habitat, Maxime, nusquam habitat» – «Кто повсюду живёт, Максим, тот нигде не живёт».

Как это верно! Одно из наиболее набивших оскомину слов в современном мире – «саморазвитие». Благо бы это пресловутое саморазвитие подразумевало нечто серьёзное, из серии «самостоятельно изучил английский», «научилась вышивать гладью» или «ознакомилась с императивами Канта и философскими постулатами Флоренского и Бердяева».

Так нет же! «Саморазвитие» предполагает: оставить общественно полезную деятельность, прослушать пару десятков вебинаров на тему «Работа с тёмными сущностями: как купить билет в преисподнюю», «Квантовая теория сумасшествия», «Мракобесие как образ жизни» и «Сирота я, сирота, плохо я одета, никто замуж не берёт девушку за это».

Потом освоить технику селфи и начать вести сторис в Инстаграм, рассказывая всем о жизни в потоке, Любви в Духе, Единстве и Борьбе противоположностей.

Сон разума рождает чудовищ, это не только Монтень знал, но и Франсиско Гойя.

*

О скорби

В противовес всеобщему почитанию Монтень считал скорбь чувством вредным, малодушным и низменным, а итальянцы и вовсе приравнивали скорбь к коварству и злобе.

В пример он приводит ответ египетского царя Псамменита персидскому властителю Камбизу, который спросил, почему, оставшись безучастным к горькой судьбе сына и дочери, он принял близко к сердцу несчастье, постигшее одного из его друзей.

«Оттого, – сказал Псамменит, – что лишь это последнее огорчение может излиться в слезах, тогда как для горя, которое причинили мне два первых удара, не существует способа выражения».

Когда нас постигает несчастье, превосходящее наши силы,  рассуждает Монтень,  оно погружает нас в мрачное и глухое оцепенение, подавляет душу, не давая исхода проявлениям горя.

Всякое чувство, будь то печаль или страсть, оставляющее место для смакования, многословных признаний, жалоб или стенаний, не есть сильное чувство.

В подтверждение философ опирается на высказывание Сенеки:

«Curae leves loquuntur, ingentes stupent»  «Только малая печаль говорит, большая — безмолвна».

Кстати, как свидетельствует Монтень, Диодор Диалектик умер во время учёного спора, испытав жгучий стыд перед учениками и слушателями, поскольку не сумел парировать аргумент оппонента.

Вот оно, сочетание тщеславия, суетности и несдержанности.

О дружбе

По мнению Монтеня, четыре вида привязанности: родственная, общественная, налагаемая гостеприимством и любовная,  не совпадают с дружбой, поскольку в них примешиваются и обязанности, и обязательства, налагаемые законом или узами, вследствие чего остаётся мало выбора и свободной воли. Дружба же является самым ярким выражением свободной воли.

Не может быть приравнена к дружбе и любовь к женщине, хотя таковая и возникает из свободного выбора, утверждает философ, поскольку

«это пламя безрассудное и летучее, непостоянное и переменчивое, это  лихорадочный жар, то затухающий, то вспыхивающий с новой силой и гнездящийся лишь в одном уголке нашей души.

В дружбе же  теплота общая и всепроникающая, умеренная, сверх того, ровная, теплота постоянная и устойчивая, сама приятность и ласка, в которой нет ничего резкого и ранящего».

Как только такая любовь превращается в дружбу, то есть согласие желаний, она умирает.

Напротив, дружба становится тем крепче, чем дольше длится и чем полнее мы наслаждаемся дружеской привязанностью.

Интересно, что брак Монтень называет «сделкой, которая бывает добровольной лишь в тот момент, когда её заключают (ибо длительность её навязывается нам принудительно и не зависит от нашей воли)».

Досталось и женщинам: этот господин назвал нас неспособными поддерживать ту духовную близость и единение, которыми питается такой возвышенный союз, как дружба (вот так выстрел!)

Мне понравилось определение любви, которое давали стоики:

«Amorem conatum esse amicitiae faciendae ex pulchritudinis specie»  «Любовь есть стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой».

Об уединении

«И нет другого существа, которое было бы столь же неуживчиво и столь же общительно, как человек: первое – по причине его пороков, второе – в силу его природы», — утверждал Монтень.

Иногда человек полагает, что, чтобы жить свободно и независимо, ему следует всего лишь удалиться от дел или сменить место жительства, однако на самом деле он всего лишь меняет одни заботы на другие.

«Quid terras alio calentis sole mutamus? Patriae quis exsul se quoque fugit?»  «Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя?»

Ни пустыни, ни власяница, ни посты не избавят ни от честолюбия, ни от жадности, ни от страха.

Сократу сказали о каком-то человеке, что путешествие нисколько его не исправило. «Охотно верю,  заметил на это Сократ.  Ведь он возил с собой себя самого».

Недостаточно уйти от людей, чтобы избавиться от пороков, нужно уйти от свойств толпы; расстаться с собой, чтобы обрести себя заново.

По мнению философа, «мыслящий человек ничего не потерял, пока он владеет собой». Обладая душой, которая способна общаться с собой, мы сами себе компания: нашей душе есть на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить.

«Нужно поступать так, как поступают дикие звери, заметающие следы у входа в свою берлогу. Вам не следует больше стремиться к тому, чтобы о вас говорил весь мир; достаточно и того, чтобы вы сами могли говорить с собой о себе».

Мише́ль де Монтень, 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, там же — французский писатель и философ эпохи Возрождения, родоначальник жанра эссе, автор книги «Опыты».

Оцените статью
Тщеславие, безделье и жизнь напоказ: 500 лет назад он понял о нас всё. Мишель Монтень, «Опыты»
Слишком дорогая гостья