Травля коллег или характер? Почему Народная артистка РСФСР Констанция Роек бросила театр и в 52 ушла на пенсию

Констанция Роек родилась 7 июля 1923-го года в Москве, в семье обрусевших поляков. Через 10 лет арестовали главу семейства. Она вместе с матерью была вынуждена покинуть столицу и обосноваться в Челябинске.

В 1939-ом девушка решила вернуться в Москву и попытать счастье в ГИТИСе, но ее забраковали из-за маленького роста. Во время войны Малый театр и Театральное училище имени Щепкина эвакуировали в Челябинск. Там Констанция поступила в «Щепку», а после войны перебралась в столицу, правда теперь в качестве актрисы Малого театра.

Во время обучения Роек встретилась с цыганкой, которая предсказала ей яркую, но довольно короткую жизнь. Констанция была впечатлительной особой, сразу поверившей в предсказание. В результате всю свою жизнь она испытывала страх скорой смерти. И зря — актриса прожила больше 80-ти лет, чего не скажешь о ее карьере, которая в действительности «умерла» слишком рано.

Первое время творческая карьера складывалась идеально. После спектаклей «Двенадцатая ночь» и «Бесприданница» Роек стала известна всей театральной Москве.

Пожалуй, одним из самых значимых успехов можно считать роль Элизы Дулитл в «Пигмалионе». Этот спектакль был классикой Малого театра. Около 10 лет Элизу играла актриса Дарья Зеркалова. Она сделала все, чтобы пришедшая на смену Констанция смотрелась как минимум не хуже.

В середине 50-х постановку решили перенести на пленку. Роек это не радовало. Она никогда не любила кино, отказывая всем. Однажды она даже отвергла предложение сыграть княжну Марью в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.

Долгое время в жизни актрисы все складывалось наилучшим образом. Она удачно вышла замуж за актера Виталия Доронина, с которым познакомилась в Малом театре. Параллельно играла на сцене, причем многие из ее спектаклей становились настоящими событиями.

Сейчас сложно сказать, что именно погубило карьеру Роек. Одни считают виновными коллег по театру, которые устроили травлю. Другие склонны верить, что причины последующих неудач кроются в характере актрисы.

Переломным моментом стал спектакль Бориса Бабочкина «Дачники», в котором Констанция должна была играть Марию Львовну. Из-за болезни она на короткое время выпала из рабочего процесса. По возвращению Констанция обнаружила, что ее героиню репетирует актриса из второго состава. По слухам на генеральной репетиции прямо за кулисами она оттолкнула Роек и вышла на сцену.

Почему Констанция не предприняла никаких ответных мер, даже банально не поговорив с режиссером — история умалчивает. Однажды перед выходом на сцену она и вовсе потеряла сознание. Театральный коллектив, который и ранее с настороженностью относился к Констанции за ее причуды, например, такие, как боязнь фиолетового цвета, якобы он приносит несчастье, теперь утопил ее в бесконечных слухах.

Повсюду начали шептать, якобы Народная артистка РСФСР, за плечами которой сотни ролей, внезапно боится сцены. Постоянные косые взгляды, шептания за спиной и каверзные вопросы о самочувствии окончательно подорвали уверенность Роек.

Констанция была впечатлительным человеком. Благодаря своему характеру и «стараниям» коллег она начала опасаться повторения истории с потерей сознания. С того момента она работала исключительно со сменщицей, которая в случае форс-мажора должна была выходить на замену…

Постепенно Констанции перестали давать новых ролей, а со временем дирекция театра и вовсе подготовила документы на увольнение. Тогда в ситуацию вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева, отдавшая приказ оставить Роек в покое.

Благодаря Фурцевой актриса немного продлила карьеру. Хотя правильней будет сказать — дожидалась неизбежного, выходя играть незначительных героинь, да и то в тех спектаклях, где играл муж — это придавало ей уверенности.

В середине 70-х Роек распрощалась с Малым театром и в 52 года отправилась на пенсию, не испытывая никаких сожалений о своем решении. В последующие 30 лет она не раз посещала Дом Актера и различные театральные премьеры, где на нее смотрели как на легенду. Но при этом ее никогда не покидало чувство одиночества.

Оцените статью
Травля коллег или характер? Почему Народная артистка РСФСР Констанция Роек бросила театр и в 52 ушла на пенсию
Родная мать не узнает: актёры, которые за короткое время сильно изменились