Что ждет их впереди? Бесконечное счастье или расставание? У них мало, бесконечно мало времени, чтобы сказать друг другу самое главное. Впрочем, они и так знают, что навеки связаны тайной любовью и самые главные слова сказаны.
Молодая женщина в ярко-синем платье, подбитом мехом, и рыцарь в доспехах в узком пространстве винтовой лестницы, возможно, видятся в последний раз. Последняя сдержанная ласка и последний поцелуй. Красавица, не в силах сдержать слез, отвернулась.
На мужественном лице ее любимого застыло благоговение перед девушкой и боль. Они никому не желали дурного и пытались быть счастливыми.
Картину, находящаяся в Национальной галерее Ирландии в Дублине, написал в 1864 году прерафаэлит Фредерик Уильям Бертон, художник, не особо известный у нас.
В основе сюжета — средневековая датская баллада о запретной любви принцессы Хеллелилы и ее верного рыцаря Хильдебранда, превосходящая по трагизму «Ромео и Джульетту».
Хеллелила была дочерью датского короля, а Хильдебранд — одним из двенадцати рыцарей, охранявших ее. Молодые люди полюбили друг друга, но отец девушки пришел в негодование. Король считал Хильдебранда недостойным своей дочери, несмотря на то, что тот был принцем Энгельландским.
Принцесса имела над рыцарем удивительную власть. Она могла вдохновить его на любое деяние, на любой подвиг. И вовсе не потому, что обладала какими-то особенными качествами. Просто это была его женщина. Для всякого мужчины на этом свете есть женщина, которая способна возвысить его дух, сделать его сильнее.
Бертон решил представить романтический момент из баллады перед ужасным концом — перед нами встреча двух влюбленных. Принцесса и рыцарь решили бежать, прихватив казну, но об этом стало известно отцу девушки. После такого нечего было надеяться, что девушке удастся вымолить прощение.
Разгневанный король приказал семи братьям принцессы догнать любовников расправиться с Хильдебрандом.
Сердце прекрасной принцессы разрывалось при мысли о том, что в смертельной схватке скоро сойдутся дорогие и самые близкие ей люди.
Хильдебрандт спокоен и уверен в себе. Он полон решимости биться за свою любовь. Единственное, о чем он просит, прижимаясь к руке любимой, не называть его имени вслух до тех пор, пока он жив в этой схватке. У древних датчан существовало поверье, что если во время боя окликнуть воина по имени, он теряет свою силу, а вместе с ней — и жизнь.
«Ради нашей любви,
Меня по имени ты не зови!
Меня по имени ты не зови,
Если даже увидишь лежащим в крови.
Не называй мое имя вслух,
Пока не испущу я дух!»
Хильдебранд дал серьезный отпор противникам, убив короля и шестерых его сыновей. Потрясенная Хеллелила выкрикнула имя любимого и просила пощадить самого младшего, седьмого брата.
«Хильдебранд, погоди!
Брата меньшого ты пощади!
Матушке пусть привезет он весть,—
Пусть ей поведает все, как есть!»
Но как только она это сделала, Хильдебранд лишился сил и упал, истекая кровью от смертельной раны. Младший брат схватил Хеллелилу, прицепив за косу к седлу лошади.
Обезумевшая от горя мать принцессы приказала продать Хеллелилу в рабство.
Художник мастерски передал как Хильдебранд держит руку прекрасной принцессы жестом, полным страсти. Он вдыхает тепло ее тела, которое уже отдает холодом камня. Им не суждено быть вместе.
Опасность витает в воздухе и разделяет их. На картине Хильдебранд осознает, что уже предан и, возможно — мертв. Хеллелила отворачивается, предчувствуя, что не вынесет эту ношу. Белый цветок, подаренный любовником, осыпался, а его лепестки растоптаны под ногами.
Примечательно, что художник писал только красками на водной основе — акварелью и гуашью. Картина написана акварелью, поэтому со временем она стала портиться из-за солнечного света.
Чтобы сохранить свежесть и предотвратить выцветание картины , «Хеллелила и Хильдебранд» обычно выставляется всего два дня в неделю на час. И тем не менее, посетителей хоть отбавляй — легенда о запретной, романтической и трагичной любви заставляет чаще биться сердца.
По итогам опроса, проведенного в 2012 году, работа Фредерика Уильяма Бертона «Хеллелила и Хильдебранд, встреча на лестнице башни» была признана самой любимой картиной в Ирландии.
«Любовь — единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего». (Оноре де Бальзак, французский писатель)
«От любви есть одно лекарство — полюбить еще сильнее». (Генри Дэвид Торо, американский философ)
«Любви всегда мало». (Виктор Гюго)