Светлана Крючкова – лучшая Екатерина II в отечественном кино, пример для современных актрис

Екатерина Великая в кино. Одно из лучших воплощений российской императрицы на экране принадлежит Светлане Крючковой. Ее Екатерина II разительно отличается от кукольных образов правительницы из современных сериалов.

В годы Перестройки режиссер Виталий Мельников (1928-2022), по сути, живой классик советского кинематографа, создатель фильмов «Начальник Чукотки», «Старший сын», «Отпуск в сентябре» и др., задумал историческую кинотрилогию «Империя. Начало».

По разным причинам, первым снятым фильмов в трилогии стала картина «Царская охота» (1990), идущая второй по хронологии. Позже Виталий Вячеславович поставит картины «Царевич Алексей» (1997), посвященный эпохе Петра I, и «Бедный, бедный Павел» (2003) о времени правления сына Екатерины Великой – Павла I.

Двухсерийная «Царская охота» поставлена по одноименной пьесе Леонида Зорина и повествует о поимке графом Алексеем Орловым авантюристки Княжны Таракановой – молодой иностранки, которая в екатерининские времена, путешествуя по Европе, выдавала себя за дочь покойной императрицы Елизаветы Петровны.

В отличие от не имеющей никакого отношения к Романовым Екатерины Второй, эта дамочка называла себя внучкой Петра Великого, а значит, имела куда больше прав на российский престол.

Пьеса Зорина неоднократно ставилась на отечественной сцене. Один из самых известных спектаклей вышел в 1977 году в Театре имени Моссовета. Главные роли сыграли Леонид Марков и Маргарита Терехова, а в роли Екатерины II предстала будущая Народная артистка СССР Людмила Шапошникова. Позже Людмилу Викторовну сменила Валентина Талызина.

Графа Алексея Орлова и Княжну Тараканову в фильме 1990 года сыграли Николай Еременко-младший и Анна Самохина. В духе времени их история любви проиллюстрирована весьма откровенными сценами.

А ключевую роль Екатерины II режиссер Виталий Мельников отдал своей постоянной актрисе – Светлане Крючковой, которую он снимал в картинах «Старший сын», «Женитьба», «Уникум» и «Выйти замуж за капитана». По сценарию артистка и ее героиня почти ровесницы – Светлане около 40 лет, императрице – 46 лет.

За техническую сторону съемок отвечал супруг Светланы Крючковой – Юрий Векслер, постоянный оператор Виталия Мельникова.

Чтобы вжиться в роль, Светлана Крючкова брала уроки верховой езды, хотя до этого обходила лошадей стороной. А еще актриса научилась имитировать настоящий немецкий акцент, с которым всю жизнь говорила на русском языке Екатерина II.

«Царская охота» вышла на экраны в декабре 1990 года, и это был не лучший период для советского кино, и уже тем более для фильмов про стародавние времена. Расцвет видеосалонов и засилье чернухи в кинотеатрах, оставили достойную картину без зрительского внимания. Даже раздетая Анна Самохина не помогла привлечь зрителей.

Зато работу Светланы Крючковой оценило профессиональное сообщество. Актриса получила «Нику» за роль второго плана в фильмах «Царская охота», «Оно» и «СВ. Спальный вагон», а в мае 1991 года стала Народной артисткой РСФСР.

По мне, Светлана Крючкова – лучшая Екатерина II в отечественном кино. Самая органичная. Ее героиня одновременно величественная и в то же время распутная. Умная правительница и хитрая интриганка в одном лице.

Екатерина Светланы Крючковой именно императрица на экране, тогда как Марина Александрова или Юлия Снигирь (ничего против них не имею, обе хорошие актрисы) в современных сериалах больше похожи на куклы, на которых напялили неестественные платья и парики.

Оцените статью
Светлана Крючкова – лучшая Екатерина II в отечественном кино, пример для современных актрис
Клизма для красоты