В арсенале Галины Польских много сыгранных ролей в театре, еще больше в кино. Всю ее жизнь можно назвать дорогой от одной роли к другой. Не успев закончить съемки в одной картине, она мчалась на встречу к другой.
В 1969 году Галина Александровна была удостоена звания заслуженной артистки, а спустя 10 лет почетного звания народной. Многие коллеги по цеху называют Галину классической русской актрисой.
Но это сейчас актриса востребована многими режиссерами, а было время, когда несмотря на наличие блистательного таланта и армии поклонников ее опасались снимать, боясь гнева руководителя «Мосфильма», отца мужа от второго брака, закончившегося разводом, Владимира Сурина.
«Заказанной» актрисе с двумя детьми без родственников и какой-либо поддержки со стороны мужа впору было идти с протянутой рукой просить милостыню, если бы не помощь близкой подруги и свекрови от первого брака. Но обо все по порядку.
Студенческие годы и первая любовь
С первым мужем Фаиком Гасановым, красивым высоким брюнетом, Галину свел случай в стенах ВГИКа, куда привлекательная девушка только поступила. Фаик в то время уже был студентом третьего курса режиссерского факультета.
Светловолосая красивая студентка с актерского факультета сразу привлекла внимание темпераментного горячего юношу из Баку. Высокий статный парень тоже понравился Галине. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда.
Как многие кавказские парни Фаик красиво ухаживал за возлюбленной, часто пропускал занятия по режиссуре, чтобы быть поближе к возлюбленной, нередко ночевал в подъезде дома, где жила Галина ради того, чтобы провести ее на учебу в институт.
Однажды узнав, что девушка мечтает о красном пальто, море и полете на самолете, сделал все, чтобы осуществить заветную мечту возлюбленной.
Достал необходимую сумму денег, оббежал всю Москву в поисках шикарного пальто красного цвета, свозил самолетом любимую в Симферополь, оттуда уже на море в Ялту, где одним из вечеров и сделал ей предложение выйти за него замуж.
Со слов Сергея Никоненко в студентку Галю Польских было влюбленно не только половина студентов ВГИКа, но и многие преподаватели. Тем не менее будущая актриса без раздумий согласилась на предложение Фаика. Свадьба по-студенчески была скромной. Через год у пары родилась дочь, которую назвали Ирадой.
Повзрослев, получила профессию режиссера на киноведческом факультете ВГИКа, как ее отец, и работает по специальности. Для тех, кому интересно, младшая дочь Галины Польских после окончания университета вышла замуж за гражданина Ливии, родила сына Филиппа, занимается бизнесом.
Совмещать заботу о семье и ребенке с занятиями в институте было сложно, поэтому Галине пришлось оформить академический отпуск. Но это не помешало юной мамочке сняться в кинокартине «Дикая собака Динго», которая сразу после выхода приобрела фантастический успех зрителей.
Чтобы утром, когда открывались кассы кинотеатров купить билет на демонстрацию фильма, приходилось в очереди простоять всю ночь. Зрители даже не подозревали, что 13-ти летнюю Таню Сабанееву в фильме играет кормящая на тот момент 22 летняя женщина, которая каждую свободную минуту в перерывах съемок убегала к своей восьмимесячной дочурке.
Поменялось отношение к студентке Польских и в самом ВГИКе. С просто учащейся института, она в момент превратилась в известную многими любителям кинематографа актрису.
После первого фильма стали поступать приглашения в другие картины. Ее популярность и востребованность со временем только росли. К тому же Галина после выхода на большой экран картины «Я шагаю по Москве» стала много разъезжать: Италия, Франция, Каннский фестиваль.
В это время у Фаика были проблемы с работой. К тому же до него стали доходить слухи о романе любимой жены с режиссером Станиславом Чаплиным.
Второй режиссер кинокартины действительно был не равнодушен к очаровательной актрисе, младше его на 10 лет, как в прочем и половина съемочной группы, но о никакой связи речи не было. Роман был только в воспаленном воображении Чаплина. Тем не менее, охваченный ревностью муж Галины примчался на съемочную площадку для разборок.
К счастью, до рукоприкладства дело не дошло, встреча закончилась распитием чачи и выяснением отношений, затянувшимся на всю ночь.
Жене Фаик сказал: «Я тебя не виню… мы будем жить, как раньше. Ни словом тебя не попрекну».
Говорят, что именно ревность к мужчинам и ее успеху в мире кинематографа привела Фаика к злоупотреблению алкоголем. Я склонна думать, что к такому образу жизни толкнул начинающего режиссера круг общения Фаика, в который входили преимущественно люди творческие, жаждущие независимости в работе, ненавидящие цензуру, не склонные подчиняться кому-либо.
Рассуждение о высоких материях всегда проходили за обильно накрытым столом, где вино лилось рекой. У Гали в редкие моменты, когда удавалось вырваться домой с бесконечных съемок, не было ни желания, ни сил участвовать в ночных дискуссиях. Да и брак, сопровождаемый ссорами и скандалами, все больше стал напоминать формальный.
Амбициозный, высокомерный Фаик не уставая ждал каких-то неимоверных предложений, рассуждая:
«Я — талант! Я никогда не буду у этой власти чернорабочим!».
Галина в это время пыталась обеспечить ребенка, мужа, бабушку, которая помогала ей присматривать за дочерью. Но актриса по-прежнему дорожила семьей и мужем. Видя его страдания, жалела и не решилась на разрыв брачных уз даже тогда, когда случайно обнаружила в кармане одежды Фаика послание от другой женщины.
Роман между двумя влюбленными закончился внезапно и трагически. Виновный в этом одесский трамвай, под который по неосторожности попал не совсем трезвый муж Галины, спешивший по приглашению однокурсника Рамиза Абуталыбова на съемки нового фильма.
Фаику в то время исполнилось всего 28 лет. Сама актриса в этот момент находилась на Урале, задействованная в очередной кинокартине.
На похороны мужа ее не отпустил режиссер Герасимов, категорически заявив: «Не поедешь. Еще от первых похорон не отошла».
Действительно, смерть любимого мужа была не единственной трагедией в тот период жизни актрисы. Не прошло и 10 дней, как Галя похоронила дорого ей человека бабушку, заменившую ей мать. А тут новое несчастье.
Едва оправившись от горя и оставив дочь Ираиду с мамой мужа, 26-ти летняя вдова нашла в себе силы окончить работу над начатой ролью в картине «Журналист».
Что касается свекрови, то Галина всегда вспоминает о ней с необыкновенной теплотой, называет ее не иначе как мама Лида. Сожалеет, что она ушла из жизни. Родной город своего мужа Баку считает и своим.
«Я очень любила его семью, его маму, и мы часто бывали в Баку. Там много родственников, до сих пор общаемся» — слова Галины Польских.
Мама мужа так же обожала невестку, считая ее второй дочерью, души не чаяла в своей внучке. Когда спустя 3 года после смерти сына она заметила, что режиссер Сурин оказывает знаки внимания Галине, не стала препятствовать отношениям, мудро решив:
«Моего сына больше нет, а ты должна устраивать свою судьбу! Не думай, что я буду как-то протестовать.»
Сложность состояла в том, что Александр Сурин был женат на Майе Булгаковой. Поэтому Галина восприняла их отношения не более, как служебный роман. Тем не менее отношения по настоянию Александра продолжились и по приезду в столицу.
В скором времени брак Сурина с Булгаковой, просуществовав 2 года, распался. Майя вышла замуж за Алексея Габриловича, настоящего отца своего ребенка.
Уступив красивым ухаживаниям режиссера, Галина приняла его предложение стать женой. Уже будучи беременной, переехала в квартиру мужа в центре столицы. Дочь от первого брака Ирада в то время оставалась в Баку с бабушкой, но с семьей второго мужа отношения не сложились.
Особенно не рада была избраннице мужа свекровь, не уставая повторять: «Живёт на всём готовеньком…ничего делать не хочет». Александр так же придерживался стороны своей мамы, повторяя за ней: «Не нравится, пусть идёт».
Настал момент, когда Галина на 7-м месяце беременности, не выдержав унижений свекрови, собрав все свои пожитки в небольшой чемоданчик, решила покинуть не гостеприимный дом мужа.
Свекровь не стала удерживать мать своей еще не родившейся внучки, услужливо распахнув перед ней входную дверь и прокричав вслед плачущей беременной женщине:
«Из грязи никогда не выберешься в князи!».
Впрочем, и предыдущую невестку мать Сурина не жаловала. После ухода из дома мужа Галя получила перевод на сумму в 2000 рублей. Как она сама предположила на избавление от беременности. Деньги она вернула семье Суриных, решив никогда не просить у этих людей помощи.
Алексей, под влиянием своей матери, даже не удосужился встретить теперь уже бывшую жену с дочерью из роддома. Дело в том, что к этому времени он успел завести новый роман, то же с актрисой.
Так второй брак Галины, на который она возлагала большие надежды, распался, не просуществовав и года. Она вернулась в свою родную коммуналку с соседом алкоголиком и сердобольной кошатницей.
Александр Сурин оставил наш бренный мир в 2015 году. Все это время он только однажды пожелал встретиться с дочерью, когда той было 13 лет. Но Маша отказалась от встречи с отцом, оставившим ее с мамой. Больше он не интересовался дочерью, не приходил в гости и даже не звонил.
Галина предпочитает не держать зла на мужа, не тянуть в настоящее обиды прошлого. Все это время Галина Польских обеспечивала семью самостоятельно.
В это время, актриса, которую режиссеры буквально рвали на части, писали под нее сценарии, осталась не только без всякой поддержки со стороны мужа с двумя детьми на руках, ей перестали давать роли.
Женщина мечта, надежда, опора, как отзывался о ней Валерий Баринов, стала изгоем на Мосфильме, директором которого был отец второго мужа. Травля некогда востребованной актрисы продолжалась на протяжении 5 лет.
Со слов кинокритика Сергея Лаврентьева «Разойтись с сыном генерального директора киностудии «Мосфильм» для актрисы, даже замечательной, даже всенародно любимой, это, простите меня, рискованное дело».
Сама Галя Польских считает, что спасение пришло со стороны польских операторов Анджея Вайды и Ежи Липмана, с которыми она познакомилась во время съемок в Ялте. Благодаря их участию Польских дали роль в картине «Дорожные знаки». Следом последовали съемки в немецкой картине «Мне было девятнадцать».
Немного спустя ее не побоялись пригласить сняться в советской кинокартине «Фронт без флангов». После того как Владимир Сурин ушел со своей должности, роли посыпались как из рога изобилия. Из воспоминаний самой актрисы:
«Это был поток приглашений! Я снималась и снималась, редко отказываясь. Надо было вырастить девчонок».
Актриса до сих пор на высоте, редко, но снимается в фильмах, принимает участие в спектаклях и громких проектах, наверстывая упущенное, много времени проводит в окружении семьи.
После развода в ее жизни конечно присутствовали мужчины, случались и серьезные романы, но для нее на первом месте всегда были дочери, которые не желали делить маму ни с одним ухажером. Поэтому Польских решила больше не выходить замуж.
Как говорит сама актриса: «В мои годы нужно жить разумом, а не сердцем и эмоциями».
Для сильной женщины с приобретенным железным характером семьей всегда были и остаются ее дочери, которых она не имела права тревожить, хотя и хотела, чтобы рядом с ней был сильный надежный мужчина, готовый в любой момент подставить свое плечо.