Она закрывала лицо руками, но удар за ударом обрушивались на хрупкие плечи, грудь, кулак прилетел прямо в живот. «Думала, я не знаю, что ты и мой отец полюбовники?» — злобно искривив рот, супруг повалил ее на пол и теперь бил ногами.
Мари жалостно всхлипывала и все отрицала. Никогда, никогда она не была близка со своим господином, учителем, отцом своего мужа, своим свекром. Но она всегда любила его больше, чем мужа.
Когда скульптор Этьен Фальконе получил величайший в своей карьере заказ — создать памятник царю Петру I и собрался в путь в далекую Российскую Империю ко двору императрицы Екатерины II, свою служанку и ученицу, восемнадцатилетнюю Мари Анн Колло, мастер взял с собой.
Он рекомендовал ее как талантливую создательницу скульптурных портретов и считал, что девушка будет полезна в работе. История бывшей бродяжки, а потом служанки, обнаружившей талант художницы, тронула императрицу Екатерину.
Даже больше, государыня заказала девушке свой скульптурный портрет и работой осталась очень довольна. А за ней потянулись и другие знатные и богатые заказчики.
Фальконе вовсе не ревновал к успеху ученицы, он был всецело поглощен работой над памятником, задумав создать внушительную фигуру на коне, постаментом для которой должен послужить огромный камень, целый год искали подходящий.
Но работа над «Медным всадником», как с легкого пера поэта А. А. Пушкина будут величать памятник, заслуживает отдельной истории.
Но вклад Мари Анн Колло в его создание был весьма значителен — у Фальконе никак не выходило лицо великого Петра, всё не то, не то. Тогда Мари попросила дать ей попробовать сделать черновой вариант.
Для этого она уговорила мастера запросить у императрицы посмертную маску Петра I работы Растрелли. Созданный ученицей скульптурный портрет потряс Фальконе, великий царь как живой явился перед ним. В результате именно его и использовали для отлива лица «Медного всадника».
Императрица Екатерина II была так довольна работой мадемуазель Колло, что назначила ей ежегодную пенсию в десять тысяч рублей. Теперь уже никто не назвал бы Мари бродяжкой и приживалкой, она стала состоятельной женщиной.
Более того, Мари Анн Колло получила звание академика Императорской Академии художеств. Не многие женщины могли похвастаться подобными регалиями в России или в Европе.
Впрочем, и месье Фальконе не имел поводов жаловаться, несмотря на многие перепетии и споры с Бецким, назначенным ответственным за создание монумента, он сумел создать шедевр и получил от императрицы благодарность, выраженную и в деньгах, и в почете.
Восемь лет, пока шла работа над памятником, многое изменили в жизни скульптора и его ученицы. Наслышанный о завидном положении отца, в Санкт-Петербург явился сын господина Фальконе. Да, у скульптора была жена и сын, правда, уже много лет они жили врозь и не имели никаких отношений.
Пьер Этьен Фальконе не был похож на отца характером и повадками. Амбиции убедили его, что в России он получит возможность сколотить состояние благодаря своему имени. Явившись в столицу, он получил несколько заказов, но успеха не имел. Зато обратил внимание на весьма обеспеченную Мари Анн и предложил ей стать его женой.
Первое время девушка радовалась этому браку. Она получила законное право носить имя мадам Фальконе, но главное, теперь она была не просто случайной попутчицей, но родственницей человека, ставшего для нее больше чем отцом и больше чем учителем, единственного, кого она любила, спасшего ее когда-то на мосту.
Мари Анн хватило ума составить брачный контракт таким образом, чтобы Пьер Этьен не имел никаких прав на ее состояние. Это оказалось весьма предусмотрительно, поскольку брак не задался и после рождения дочери супруги уже не жили вместе. Фальконе-младший уехал обратно в Париж.
А Мари и Этьен Фальконе вместе с малышкой, которую на русский манер величали Машенькой, и ее нянюшкой, закончив свою работу, поехали в Голландию. Еще через несколько лет они вернулись в Париж, и Мари пробовала восстановить отношения с супругом.
Но тот был груб и жесток, упрекал ее в любовной связи со своим отцом и бил так, что женщине пришлось обратиться к государственным властям за защитой.
Больше они никогда не жили вместе. Этьен Фальконе, уже старый и больной, оказался жертвой паралича. Мари преданно ухаживала за свекром, кого почитала больше, чем отца, а после его смерти поселилась в Лотарингии.
Она уже не уделяла столько времени творчеству, а пенсия от государыни Екатерины очень поддерживала ее. Правда, после смерти императрицы и с воцарением на престоле ее сына Павла, выплаты прекратились.
Но мадам Фальконе была женщиной умной, рано познавшей нищету, потому капитал свой она не транжирила и выгодно вкладывала, это позволило ей счастливо дожить до 1821 года и оставить своей дочери наследство.