В 1999 году Станислав Говорухин выпустил фильм «Ворошиловский стрелок», ставший одной из самых ярких кинолент тех лет. Здесь нет спецэффектов и огромного бюджета. Вместо глянца здесь показана история о наболевшем.
Это кино о том, как порядочный человек восстановил справедливость и защитил родного человека в коррумпированное и бандитское время, когда вокруг царила безнаказанность.
Режиссура – это умение использовать таланты и способности окружающих тебя людей, считал Говорухин, и привел в пример Сергея Гармаша, сыгравшего в «Ворошиловском стрелке» честного милиционера.
— В «Ворошиловском стрелке» у меня снимался Сергей Гармаш. За пять минут нужно снять три дубля. Подъезжает милицейская машина, герои что-то говорят, выходят из машины и бегут. Сделали один дубль, второй дубль, и потом я думаю, что нет.
Говорю: «Заходим в квартиру – сразу наручники. Человек в наручниках – уже не человек». А у нас – полторы минуты. И Гармаш представил в фильме нашу беседу слово в слово, — рассказывал режиссер.
Станислав Сергеевич считал, что «Ворошиловский стрелок» — это главный его фильм о мужчине. Говорухин рассказал, почему решил снять этот фильм.
— Я подумал про себя, что самое страшное, что совершила эта новая власть, и я, в частности, приложил руку? Больше всего унижены и оскорблены старики.
Воевали, работали, умирали от болезней в шахтах, на стройках плотин и заводов, победили в Великой Отечественной войне, а сейчас им говорят: «Вы никто, жизнь вы прожили зря». И я подумал: хорошо сделать главным героем фильма «Ворошиловский стрелок» такого старика, ветерана, который бы смог постоять не только за себя, а за все свое поколение, — рассказывал Станислав Говорухин.
Режиссер признавался, что вот этот старик в его понимании и есть настоящий мужчина. Потому что, настоящий мужик – это не бицепсы, как у Шварценеггера и Сталлоне, а человек, который может отстоять собственное достоинство, защитить себя, женщину, ребенка.
— Во время премьеры в «Доме кино» зрители долго стояли и аплодировали. В газетах на следующий день написали, что «Ворошиловский стрелок» — это не фильм, Говорухин – не режиссер, как мог Михаил Ульянов согласиться на такую роль.
И Михаил Александрович расстроился. И, вдруг, фильм показали по телевидению, и на него обрушилась такая всенародная любовь, актеру присылали мешки писем, — рассказывал режиссер.
Станислав Говорухин признавался, что после этого фильма стремился жить так, чтобы быть похожим на героя Михаила Ульянова.
— Стремлюсь быть, это не значит, что я есть такое. У меня было множество эпизодов в жизни, за которые потом я себя ругал. Думал, как бы вернуться сейчас какой-то эпизод, я бы поступил по-другому, — заключал Говорухин.