Про то, как ловко она могла обманывать мужчин, писали рассказы, сочиняли песни, снимали фильмы и сериалы. На её могиле до сих пор лежат свежие цветы, а пьедестал покрыт надписями: “Соня, помоги, братва не забудет”. Изучая историю её жизни, сложно отличить правду от вымысла, но мы постарались найти любопытные факты самой знаменитой женщины-преступницы.
№ 1
Софью Ивановну Блювштейн при рождении звали Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак. Именем Софья она назвала себя сама, и, скорее всего, придумала дату рождения: 1 апреля 1846 года. Незадолго до смерти во время крещения Софья стала Марией и указала совсем другую дату, став на 5 лет моложе.
№ 2
Старшая сестра Софьи тоже была талантливой воровкой, отец скупал краденое и занимался контрабандой, и девушка с юных лет оттачивала свое мастерство, вращаясь среди воров.
№3
Сонька легко говорила на пяти и даже шести языках, музицировала, хорошо пела, знала, как вести себя в обществе и всегда представлялась то графиней, то баронессой. Сомнений в этом ни у кого не возникало. Сонька знала, как правильно нанести макияж, наклеить ресницы и надеть парик, обладала актерским талантом и каким-то колдовским обаянием.
Она неизменно пользовалась у мужчин огромным успехом, хотя красавицей никогда не была. «Рост 153 см, лицо рябоватое, нос с широкими ноздрями, губы тонкие, бородавка на правой щеке», – так описывали Соньку в полицейских ориентировках.
№ 4
По одной из версий кличка Сонька Золотая Ручка появилась еще в детстве: якобы учительница музыки постоянно хвалила Соньку и приговаривала: «у тебя, девочка, золотые ручки». По другой – у Соньки были холеные руки, унизанные перстнями, а под длинными ногтями она прятала украденные из ювелирных магазинов драгоценные камни.
Помимо ногтей, у Соньки были туфли со специальными каблуками, куда тоже «прилипали» драгоценности, платье -мешок, под которым можно было вынести рулон ткани и даже дрессированная обезьянка: пока хозяйка торговалась, зверек незаметно проглатывал камни, а дома освобождался от них при помощи клизмы.
№5
Замуж Сонька выходила неоднократно, побывав и Софьей Розенбад, и Рубинштейн, и Школьник, и Бренер, и Блювштейн… Мужьям она своим изменяла и обчищала до нитки, но при этом умудрялась сохранять с ними не просто хорошие отношения, но и деловые. В нескольких кражах, разработанных Сонькой, участвовали три ее бывших мужа.
№6
Соньке принадлежит изобретение оригинального способа гостиничных краж, называемого «гутен морген». Мошенница селилась в дорогие отели, наблюдала за постояльцами, тщательно изучала планы гостиничных номеров, вычисляла самых богатых, а ранним утром входила в номер к жертве в бесшумных тапочках. Если вдруг гость случайно просыпался, то Сонька делала вид, что ошиблась номером.
№7
Кражи в поездах – еще одна специализация Соньки. Начинала она с мелких краж в вагонах третьего класса, и была поймана лишь однажды с поличным. Тогда ее обвинили в краже чемодана юнкера Горожанского, но ей удалось убедить всех, что взяла она чемодан по ошибке, просто перепутав со своим. Девушку отпустили, и она стала куда осторожнее.
Талантливая воровка переместилась в классные купейные вагоны. Изысканно одетая, Сонька играла роль маркизы, графини или богатой вдовы. Она смеялась, кокетничала и флиртовала, дожидаясь, когда жертва заснет, а если господин никак не мог заснуть, пускала в ход снотворное. Таким способом Сонька Золотая Ручка похитила триста тысяч рублей у одного сибирского купца, и около 213 000 у генерала Фролова.
№ 8
Репутация Соньки в преступном мире росла с каждым днем. В 1872 году Софья Блювштейн получила предложение войти в самый крупный клуб российских мошенников «Червонные валеты», а уже спустя несколько лет его возглавила.
Попадалась Сонька не один раз. Ее судили и в Петербурге, и в Варшаве, и в Киеве, но всегда ей удавалось добиться оправдания, пока однажды ее не подставил новый возлюбленный, Вольф Бромберг.
20-летний красавец, вор Володя Кочубчик быстро приспособился жить за счет любовницы, проигрывал в карты сонькины деньги, а ей приходилось рисковать снова и снова.
Она нервничала, стала делать ошибки, и в итоге попалась. Золотую ручку после громкого процесса в Москве осудили и выслали в Сибирь, а ее молодой любовник, отделавшись 6 месяцами «рабочего дома», стал состоятельным землевладельцем на юге России.
№ 9
Воровка бежала, и снова начала грабить. После нескольких громких ограблений ее приговорили к каторге, откуда она трижды пыталась бежать и трижды неудачно. После второго раза ее поймали, наказали пятнадцатью ударами плетью и заковали в кандалы, которые она носила целых три года.
Антон Павлович Чехов оставил описание каторжанки Софьи Блювштейн в своей книге «Остров Сахалин»: «Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом.
На руках у неё кандалы: на нарах одна только шубейка из серой овчины, которая служит ей и тёплою одеждой и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у неё мышиное. Глядя на неё, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков».
В июле 1899 года была крещена по православному обряду, наречена именем Мария.
№ 10
Существует немало легенд и о смерти Соньки. Говорят, что жизнь ее на каторге не закончилась, Сонька сбежала, а каторгу за нее отбывало подставное лицо. Даже начальство каторги не было уверено, что срок отбывает именно Софья Блювштейн. Кто-то рассказывает, что умерла она в Москве в 20-м году, кто-то, что в Одессе уже после Победы, в 47-м.
На ее могиле на воровские деньги был поставлен памятник из белого мрамора, и с начала 90-х она стала местом паломничества. Сюда несли цветы, а пьедестал покрывали надписями: «Солнцевская братва тебя не забудет», «Ереванские бандиты скорбят», «Ростов всё помнит». Могилу приходилось все время перекрашивать.
Но экскурсоводы утверждают, что на этом месте покоится совсем другая женщина: то ли умершая от туберкулеза итальянская звезда оперетты, то ли русская жена итальянского посла, а некоторые считают, что могила вообще пуста.
«Я, Сонька-золотая ручка, желаю дать вам маленький совет, Когда любви вам нет и нет свободы, То и для жизни смысла больше нет» (из песни Любови Успенской).