Юная монахиня Лукреция забежала в свою келью, упала на колени и начала молиться, чтобы отогнать все мысли о том мужчине.
Она молилась уже несколько часов, но легче ей не становилось. В голове был только он — красивый, веселый, талантливый. И старше почти на 30 лет.
16-летняя монахиня
Лукреция родилась в 1435 году в большой семье торговца шелком. Кроме Лукреции у отца было еще 11 детей, и он не мог всех обеспечить и обучить. Поэтому, когда Лукреции исполнилось 16 лет, ее вместе с одной сестрой отправили в монастырь Святой Маргариты, который находился в городке Прато.
Лукреция сопротивлялась, но отец и слушать ничего не хотел — у него своих забот хватало, и кроме Лукреции и ее сестры было еще десять детей, судьбу которых тоже нужно было устраивать.
Юные девушки стали послушницами, а потом и монахинями (сохранились соответствующие документы, в которых Лукреция записана именно как монахиня).
Жизнь Лукреции в монастыре была тихой и спокойной, но это было не то, о чем она мечтала. В глубине души ей хотелось вести «обычный» образ жизни, выйти замуж, но ей ничего не оставалось, кроме как покориться судьбе.
Так бы она и была обычной монахиней, но однажды в их женском монастыре появился мужчина…
Модель для художника
В 1456 году в монастырь Святой Маргариты прибыл монах-кармелит и художник фра Филиппо Липпи. Настоятельница монастыря пригласила его, чтобы он написал образ Богоматери для главного алтаря.
К тому моменту Филиппо Липпи было 50 лет, он уже давно бросил монастырскую жизнь, но по факту все еще оставался монахом и носил иноческую одежду. Но при этом вел весьма разгульный образ жизни и заводил многочисленные романы.
«Он был сильно подвержен Венере … и готов был отдать последнее ради возможности обладать красивыми женщинами», — пишет о Филиппо итальянский живописец и писатель Джорджио Визари
Красавицы были его слабостью, поэтому Филиппо, едва переступив порог женского монастыря, сразу обратил внимание на 20-летнюю Лукрецию. Он видел ее мимолетно, но этих мгновений хватило, чтобы Филиппо оценил красоту Лукреции.
Вскоре художник Филиппо заявил настоятельнице монастыря, что писать образ Богоматери «просто так» не может и попросил дать ему натурщицу, с которой будет писать образ. И намекнул, что ему нужна очень красивая монахиня: мол, я видел у вас тут одну — идеально подходит!
Настоятельница отправила к нему Лукрецию, которая стала позировать художнику.
Побег из монастыря
Эти встречи, когда Лукреция позировала Филиппо, «оживили» ее. С ним ей было куда интереснее проводить время, чем за молитвой. Филиппо рассказывал ей о своей бурной жизни, и Лукреция стала понимать, что жизнь за пределами монастыря очень насыщенная.
Но это было не самое главное. Впервые она почувствовала, что влюбилась, и одновременно с этим понимала, что для нее, монахини, это грех. С красными от чувств и смущения щеками она убегала в свою келью, молилась, отгоняя от себя мысли о Филиппо.
Сам художник тоже был влюблен в Лукрецию с первой же встречи, и понимал, что чувства его взаимны.
Поэтому Филиппо решился на отчаянный шаг.
В тот день в городке Прато был католический праздник — перенесение пояса Богоматери, и все монахини вышли за пределы монастыря. Праздник был для города большой — все жители вышли на улицы, чтобы почтить эту святыню.
И вот в толпе Филиппо просто взял Лукрецию за руку и увел к себе домой.
Разумеется, Лукрецию стали искать. А когда нашли — она отказалась возвращаться в монастырь.
Вот так 20-летняя монахиня Лукреция сбежала и стала жить вместе с 50-летним художником Филиппо Липпи. При этом оба они по-прежнему оставались монахами и пожениться не могли.
Лукреция наслаждалась своей свободой, и даже когда разразился громкий скандал по поводу ее побега, и Филиппо уже сам стал ее уговаривать вернуться, она наотрез отказалась.
Более того, ее сестра и еще несколько монахинь, которых тоже тяготила монастырская жизнь, последовали ее примеру и также сбежали.
Дети монахини
Вскоре Лукреция родила сына Филиппино, который пойдет по стопам отца и тоже станет известным художником. Но по каким-то причинам почти сразу после рождения сына она вернулась в монастырь — предположительно, из-за финансовых проблем.
Возлюбленный ее хоть и зарабатывал деньги, но так же быстро и тратил. Более того, у Филиппо Липпи образовались долги и его постоянно искали кредиторы. Такая жизнь Лукрецию не устраивала, и она вернулась в монастырь.
Ей, как беглянке, нужно было целый год выдержать так называемый «испытательный срок», а после она возобновила свои монашеские обеты.
Впрочем, «праведницей» она все равно не стала. Через несколько лет Лукреция снова сбежала к Филиппо Липпи. В некоторых источниках указано, что из монастыря она сбегала уже будучи беременной от своего возлюбленного вторым ребенком.
На этот раз монастырь она покинула навсегда, и вскоре родила дочь.
Филиппо и Лукреция могли пожениться. У художника был влиятельный покровитель Козимо Медичи, который помог им добиться разрешения снять духовный сан. Но Филиппо отказался — и снимать сан, и жениться. Его и так все устраивало.
«…папа Евгений хотел снять с него духовный сан, чтобы он мог взять Лукрецию ди Франческо Бути в законные жены, о чем Филиппо нисколько не заботился, так как ему хотелось располагать собой и своими склонностями так, как вздумается..», — пишет Джорджио Визари
На этом данные о Лукреции обрываются, и дальнейшая ее судьба неизвестна. По некоторым сведениям, она рано умерла, так и не став законной женой Филиппо.
Старший ее сын — Филиппино — стал художником, и первым его учителем живописи был, конечно же, отец. О судьбе второго ребенка (дочь) ничего не известно.