Ей нечего было есть, а ему требовалась помощница. Весной 1932 года в мастерскую Анри Матисса, по объявлению, пришла молодая женщина. Ей было двадцать два года, а прославленному художнику 63. И все-таки она стала его обожаемой снежной королевой.
Детский врач Николай Делекторский имел в Томске обширную практику. Это позволяло ему и жене смело смотреть в будущее. Благополучная респектабельная семья, в которой подрастала маленькая Лида, занимала красивый дом на Черепичной улице… Она родилась в 1910-м году и готовилась к поступлению в гимназию, когда произошла революция.
Голод, неразбериха, вспыхнувшие эпидемии – таким было ее детство. Родители заразились тифом и угасли один за другим, поэтому в тринадцать лет Лида осталась круглой сиротой. По счастью, тетка, родная сестра ее матери, уже готовилась выезжать в Харбин и забрала девочку с собой.
Там Лида сразу же пошла в русскую школу, для детей эмигрантов, а повзрослев, подрабатывала, где могла – немного моделью, чуть-чуть позировала для художников, пробовалась на крошечные роли в кино.
— Надо уезжать. – однажды сказали родные. – Во Франции больше возможностей!
Так Лида оказалась в Париже и даже поступила в Сорбонну на медицинский факультет. Французский она немного знала – еще дома, в Томске, с ней занималась мать. Но – увы! Чтобы учиться, следовало тратить много времени на лекции и посещение библиотек. У Лиды Делекторской такой возможности не было, ей непременно надо было работать, чтобы платить за жилье, поэтому с вузом пришлось расстаться.
Когда ей сделал предложение Борис Омельченко, такой же эмигрант, как она сама, все советовали – не упусти! Это была хорошая возможность «пристроиться», но Лида сразу поняла, что поспешила дать согласие на брак.
Муж и жена оказались слишком разными, ссоры между ними вспыхивали каждый день. Года не прошло, как они разъехались в разные стороны, хотя официально оформили развод только в 1936-м году.
Денег у нее было в обрез, случайные заработки не позволяли нормально есть три раза в день. Однажды, в Ницце, на автобусной остановке, Лида прочла объявление: художнику Анри Матиссу требуется помощница в мастерскую. Платить обещали неплохо. Вот так и вышло, что весной 1932 года Лидия Делекторская переступила порог дома Матисса.
Она была блондинкой с голубыми глазами, а ему всегда нравились жгучие брюнетки южного неаполитанского типа. Он был счастливо женат почти сорок лет и ему самому перевалило за шестьдесят…
Но что-то в этой хрупкой молодой женщине заставило Матисса зачарованно смотреть на нее. «Снежная королева», — однажды восторженно прошептал он. А потом сделал несколько набросков на холсте.
В ее задачу входило поддерживать чистоту в мастерской, мыть кисти, расставлять холсты. Она отвечала и за то, чтобы Матисс не забывал пообедать. Иногда он так увлекался, что мог ничего не есть с утра и до вечера, а это плохо сказывалось на нем – сразу начинал болеть желудок.
А потом помощь потребовалась его жене. Мадам Матисс слегла и нуждалась в сиделке. Лидии сразу предложили дополнительную нагрузку. Конечно, за дополнительные же деньги.
У жены не было поводов для ревности: этот «художественный роман» — радость мастера от обретения новой музы – был в порядке вещей. К тому же, все знали, каких девушек предпочитает Матисс. А он уже не мог остановиться. С 1935 года он написал, в общей сложности, 90 картин на которых была изображена Лидия.
Иногда он щелкал фотоаппаратом – пытаясь найти неожиданный ракурс, который потом можно перенести на холст. Лидия на его снимках выглядела домашней и простой: то склоненной над раковиной, то протирающей пыль…
Мало-помалу она взяла на себя большую часть забот по дому. Организовывала быт от начала и до конца, следила за расходами, старалась сделать так, чтобы Матисс работал в максимально комфортных условиях, не отвлекаясь на бытовые мелочи.
«Она уже давно стала его возлюбленной», — шептались в Ницце.
Наконец, не выдержала Амели Матисс. Она приказала Лидии собирать вещи, а когда художник категорически воспротивился этому, ушла сама. Едва хлопнув дверью, Амели отправилась к адвокатам, и в 1939-м году было подготовлено соглашение: все пополам.
Картины, деньги, имущество… Это означало бы, что вся налаженная жизнь Матисса моментально бы рухнула. Он нервничал и хватался за сердце, и тогда Лидия предложила – не надо рвать окончательно. Ей вовсе необязательно становиться женой.
Для всех она оставалась его секретарем, для Матисса – его снежной королевой.
«Была ли я «женой» Матисса? – позже напишет Лидия. – В материальном смысле – нет, но в душевном отношении – больше, чем да. В течение 20 лет я была «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом в жизни».
Он называл ее на «вы», как и она его. Каждый подарок Лидия просила сопроводить распиской – чтобы это не стало, впоследствии, предметом для имущественных споров. А некоторые картины она покупала у Матисса!
Причем платила за них полную цену, словно коллекционер. И тоже прилагала документ: куплено такое-то полотно. И обязательно роспись.
Когда началась война, Матисс мог уехать в Бразилию – у него была открыта виза. Но у Лидии не было таких документов, поэтому они остались вместе. С тревогой следили за судьбой дочери художника, которая принимала участие в работе французского Сопротивления.
В тяжелые периоды, когда были перебои с поставкой продуктов и топлива, Лидия Делекторская удивляла Матисса своим умением выживать. Она вешала ковры на стены, чтобы в доме сохранилось тепло, она готовила простые и безыскусные блюда, но они давали ощущение сытости.
Она могла пройти пешком по двадцать километров в день, если это гарантировало покупку хлеба.
«Я этому научилась в Сибири», — со смешком говорила она.
Когда здоровье Матисса ухудшилось, именно Лидия стала его сиделкой. Но дети все равно не смогли этого оценить – они переживали за мать, что было вполне понятным. Поэтому, даже после войны отношения в семье Матисса не наладились.
Все закончилось 1 ноября 1954 года. Матиссу стало плохо, а 3-го числа его уже не стало. Лидия сразу покинула дом, который не считала своим, взяв лишь те подарки, что оставил ей любимый. Родные художника не пригласили ее на похороны, а она не стала настаивать. Она все понимала.
Она никогда больше не выходила больше замуж, и посвятила всю жизнь сохранению наследия Матисса. Множество из бесценных работ художника она передала в дар музеям Москвы и Петербурга. Издавала каталоги, посвященные его творчеству. Никто другой не знал о Матиссе больше, чем она.
Лидия Делекторская ушла за своим любимым сама, по доброй воле, 16 марта 1998 года в Париже. Говорили, что она узнала о тяжелом недуге и не хотела никого обременять. «Матисс сохранил ее красоту для вечности», — как-то сказал Пабло Пикассо. Эти слова и высекли на ее памятнике.