— Девочка моя родная, как же я тебя люблю! Ближе, чем ты, у меня никого не было и никогда не будет…, — прижимая к себе Инну, шептал Сергей.
Бондарчук действительно очень сильно любил свою жену и она ему бесконечно верила…
Детство
Будущий режиссер родился в крестьянской семье 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка Херсонской области. Его отец, Фёдор Петрович, служил в это время в Красной Армии. Мать, Татьяна Александровна, сама выбирала для сына имя. Да ей и придумывать не пришлось. Ведь ее мальчик родился в День памяти Сергия Радонежского.
Когда Сереже исполнилось 5 лет, семья Бондарчуков переехала в Таганрог. Хозяин дома, где они снимали комнату, оказался человеком искусства и имел возможность доставать свободные контрамарки на спектакли в местный театр.
Перепадали они и Сереже. Мальчишку нередко пускали за кулисы, и он мог воочию видеть известных артистов-мхатовцев, гастролировавших по стране. Ему нравился театр. Он представлял себя там на сцене, рядом с Книппер-Чеховой, Москвиным и Тарасовой.
А уж когда появлялась возможность видеть, как готовятся артисты перед выходом на сцену, его душа замирала.
Через пять лет Бондарчуки переехали в Ейск — Фёдору Петровичу предложили там возглавить колхоз. Татьяна Васильевна же категорически не хотела уезжать из города.
— Не люблю деревню. Что я буду там делать?- жаловалась она мужу. — Коров доить?
Федор Петрович не настаивал. Утром уезжал на работу в колхоз, а вечером возвращался к семье в город. Но однажды не приехал, остался ночевать у другой женщины. Так они и стали жить — без развода на два дома.
Сергей знал об измене отца и остро переживал. Родительский авторитет упал, и подросток стал хулиганить, плохо учиться и прогуливать уроки. Поэтому его оставили на второй год в школе. Мать с сыном сладить не могла, а отец решал все с помощью ремня. Только делу это не помогало.
Будущая знаменитость Ноябрина(Нонна) Мордюкова училась с Сергеем в одной школе. И так же, как и он, доставляла учителям много хлопот. И только театр имел над ними магическую силу. Стоило им попасть туда, как обоих будто подменяли. И были они там не только зрителями. Нонна иногда участвовала в постановках. Сергей помогал художнику рисовать и раскрашивать декорации.
— Хочу быть артистом. Поеду в Москву поступать в театральное училище…,- делился он своими соображениями с подругой.
— И я…, -мечтательно вторила Нонна.
Буду артистом!
По окончании школы Сергей заявил родителям, что будет поступать в училище при Московском театре Революции.
— Куда-куда?- с иронией переспросил отец.
— Мам, скажи отцу, что я не смогу без театра, – умолял Сергей Татьяну Васильевну. — Если он не даст денег на дорогу, я уеду в Москву без них.
— Я что? Я ничего,- спохватился отец. — Только будь, сын, актёром, а не комедиантом!
В 1937 году Бондарчук отправился в Москву. Несколько дней ему пришлось жить на Курском вокзале. Перенервничав, уставший, не дожидаясь прослушивания, он было рванул на поезде домой. Однако, успокоившись и поразмыслив, не захотел предстать перед отцом слабаком и сдавшимся трусом.
Сошел с поезда в Ростове-на-Дону и тут же направился в местное театральное училище. Но приём документов уже был закончен. Судьба словно испытывала Сергея на прочность. Выйдя на улицу, паренек сел на скамейку и задумался: или я сейчас возвращаюсь туда и нахожу выход. Или уезжаю и уже никогда не пробую поступать в театральный!
На его счастье среди педагогов нашёлся один, который согласился прослушать Сергея. И — о чудо! — сумел разглядеть в нем артиста! Бондарчука зачислили в студенты. Но свою мечту о Москве и ВГИКе он не оставил. Просто отложил на некоторое время.
За год до поступления Сергея Бондарчука в ростовский театр был направлен именитый московский режиссёр Юрий Завадский. Он привёз в город лучших своих артистов: Николая Мордвинова, Веру Марецкую и Ростислава Плятта.
Студентам училища не только разрешалось посещать все спектакли ученика самого Станиславского, принимать участие в массовых сценах, но и присутствовать на репетициях. Это была настоящая театральная школа!
Первая любовь
К сожалению, учебу пришлось прервать – наступила Великая Отечественная война. В 1941 году Бондарчука зачислили в труппу Театра Красной Армии города Грозного, а весной 1942 призвали в армию. Только эти данные известны о нем из армейского архива. О своем военном прошлом он старался не рассказывать даже своему близкому окружению.
Осенью 1946 года Сергей вернулся домой — в Ейск. Увиделся с мамой и сестрой (отец с фронта еще не вернулся). А затем отправился в Ростов-на-Дону к Евгении Белоусовой, с которой познакомился еще в 19-летнем возрасте в Ростовском училище.
Не оформив в загсе свои отношения, молодые поселились в квартире Белоусовых в центре Ростова. Отец девушки был против того, чтобы дочь жила с кем-либо без штампа в паспорте.
— Сережа, папа настаивает, чтобы мы расписались,- заглядывая любимому в глаза, не раз говорила Женя.
— Успеем, — успокаивал ее тот.
Сергею очень хотел вновь играть на сцене, но от любимого театра имени Горького остались одни руины. Отступая из донской столицы, фашисты взорвали здание театра изнутри. И тогда, в один из зимних дней 1946 года Бондарчук отправился в Москву.
ВГИК
Молодому фронтовику посчастливилось попасть во ВГИК в тот момент, когда Сергей Герасимов и Тамара Макарова проводили дополнительный набор в свою мастерскую. На прослушивании он читал отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя – “Птица-тройка”.
Читал так, что Герасимов тут же ему заявил:
— Слушай, а чему я тебя буду учить? Ты же готовый артист.
Тамара Макарова тоже осталась в восторге от нового ученика:
— Есть в тебе что-то такое, чего не может дать никакой опыт, с этим надо родиться…
Талантливого абитуриента зачислили сразу на третий курс, где он стал одним из самых серьезных и организованных студентов. В 1948 году состоялся его первый выход в кино в патриотической ленте своего учителя «Молодая гвардия».
— Это будет дипломная работа всего объединённого курса актёров и режиссёров,- сказал Герасимов студентам своей мастерской.
А потом серьезно посмотрел в сторону Бондарчука:
— Что же мы с тобой будем делать, Серенький? Ты ведь старше других ребят.
— А давайте я сыграю директора шахты Валько , – предложил Сергей.
Так эта роль за ним и осталась. Хотя по роману Валько был намного старше.
Инна
Однокурсницу Инну Макарову Сергей отметил еще на занятиях в институте. И когда их пригласили на съемки «Молодой гвардии» стал за ней ухаживать. Импозантный, серьезный молодой человек, прошедший войну, но при этом трогательный и застенчивый, покорил сердце красавицы.
Инна знала, что у Бондарчука в Ростове была жена и… растет сын. Но это ничего не меняло. Тем более для самого Сергея ребенок стал большой неожиданностью.
— На, читай,- протянул он ей телеграмму однажды.
— «У тебя родился сын. Женя»,- прочитала Инна. — Ну а чего ты такой хмурый? Радоваться надо! Сын же,- пыталась пошутить она.
После свадьбы Бондарчук и Макарова поселились в крохотной комнатке в коммунальной полуподвальной квартире. Именно здесь их застал выход на экраны «Молодой гвардии». Тогда же они узнали, что стали лауреатами Сталинской премии.
После окончания ВГИКа супругов зачислили в Театр-студию киноактёра. Работы в кино не было, зато на сцене с успехом шел спектакль «Молодая гвардия», где оба были задействованы. Кроме этого, Инна играла в нескольких других постановках.
Через год супруги переехали в собственную однокомнатную квартиру на Песчаной улице. 10 мая 1950 года в семье родилась девочка, которую назвали Наташей.
Старые связи
Только вот бывшей возлюбленной слава Бондарчука не давала покоя. Евгения Белоусова подала в суд на бывшего, пытаясь доказать, что является его настоящей женой, а брак с Макаровой недействителен. В своих интригах женщина использовала и маленького сына Алёшу.
За спиной Евгении стоял влиятельный папа-прокурор, поэтому суд вынес решение в ее пользу — брак Бондарчука с Макаровой был аннулирован. Сергею пришлось несколько раз ездить в Ростов, чтобы уговорить Белоусову отозвать свое заявление из суда.
И ему это удалось. А вот отцовских чувств к сыну Сергей не испытывал. Инна же, наоборот, всегда относилась к мальчику тепло. Евгения несколько раз привозила Алешу в столицу и он жил в доме отца и его жены.
Ирина
В начале 50-х Бондарчук был одним из самых востребованных актеров в стране и порой снимался в нескольких фильмах одновременно. «Кавалер Золотой Звезды», «Тарас Шевченко», «Адмирал Ушаков», «Отелло», «Попрыгунья», «Иван Франко», «Шли солдаты» — это не полный перечень фильмов за десять лет, в которых Сергей нередко играл главные роли.
По решению самого Сталина за проникновенно сыгранную главную роль в биографической ленте «Тарас Шевченко» Бондарчук был удостоен звания народного артиста СССР. Ему было на тот момент всего тридцать лет. А фильм «Отелло», на съемках которого Сергей безумно влюбился, получил приз в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.
До того как окончить школу-студию МХАТ, Ирина Скобцева училась в МГУ на искусствоведа и считалась там одной из первых красавиц. Там же она познакомилась с Алексеем Аджубеем и стала его гражданской женой. Но в 27 лет встретила Бондарчука и поняла, что существовать без этого мужчины уже не сможет.
К тому времени у Инны с Сергеем тоже наметился разлад. Сумасшедший рабочий график, когда оба отсутствовали дома по полгода, прочности семье не прибавлял. Тем не менее, уезжая в очередную командировку, актриса ни о чём плохом не думала. Да и не могла думать! Супруг буквально заваливал её любовными посланиями из Крыма, где шли съемки «Отелло».
Бондарчук не был ловеласом или донжуаном. Он и правда искренне любил свою семью. Но перед красотой Ирины устоять не смог. Вернувшись со съемок, Сергей пригласил в гости своих друзей — семейную пару Клару Лучко и Сергея Лукьянова:
— Ребята, – зашептал он, волнуясь. — Я сошёл с ума! Я ничего не могу делать, ни о чём думать не могу. У меня перед глазами одна она. Только вам, близким друзьям, показываю: посмотрите – она же чудо! Я её люблю! Не знаю, как буду без неё жить!
Запретная связь
Возможно, эти отношения, где были лето, море и классические шекспировские роли, так и не нашли бы продолжения, если бы Сергею и Ирине не представился еще один случай поработать вместе. На этот раз в картине «Иван Франко».
Уже здесь о романе женатого актера с молоденькой красавицей-актрисой сразу узнала вся съемочная группа. Законная жена Бондарчука стала регулярно получать анонимки, где сообщалось, что он ей изменяет. Об этих письмах она ничего не говорила мужу, но понимала, что не так уж эти доносы и беспочвенны.
Сергей же стал более замкнутым и молчаливым. Намечался еще и творческий кризис. Он был уверен, что может сделать гораздо больше, и быть просто артистом, пусть даже «народным» ему было мало. Бондарчук сам хотел создавать свое кино.
Весь в работе
И такой случай ему представился. После публикации в газете «Правда» рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Сергея полностью захватила идея снять фильм и показать зрителю жизнь обычного человека на войне, фронтовика, сохранившего благородство и отзывчивость, несмотря на пережитые ужасы.
Актер с трудом добился разрешения от руководства «Мосфильма». Но еще труднее было убедить Шолохова, что московский актер и режиссер сможет передать характер обычного провинциального героя. Но Бондарчук не отступал: побывал на родине писателя, изучил местные традиции, обычаи и порядки, пообщался с местными жителями.
Только после этого, увидев и оценив увлеченность режиссера, автор дал свое согласие. Съемки начались в июле 1958 года и завершились в рекордно короткие два с половиной месяца. В работе практически не было испорченных кадров, ушедших в корзину. Весь процесс съемок прошел на «одном дыхании».
Благодаря режиссерскому и актерскому мастерству образ Андрея Соколова, героя фильма, нашел отклик в сердцах зрителей, а картина навсегда осталась в золотом фонде отечественного кинематографа.
С этих пор Бондарчук решил сам снимать фильмы, не обращая внимание на пересуды завистников. Правда, маститые режиссеры не собирались уступать свое место «выскочке без профильного образования». Сергей Герасимов, например, просил его не снимать «Тихий Дон» пока он жив, ведь именно его вариант считается классикой советского кино.
Брак рухнул
Все это время семья Инны и Сергея трещала по швам. Бондарчука пытались порицать на правительственном уровне, не выпускали на зарубежные премьеры, но влюбленный мужчина ничего не мог поделать с чувствами к Ирине. И тогда Макарова сама решила поставить точку в странных отношениях с мужем.
Ей надоели звонки и разговоры «доброжелателей», не дающие сосредоточиться на работе. И вмешательство «компетентных органов» в дела семьи. Однажды она собрала все силы и предложила мужу разойтись.
— Серёжа, мы должны расстаться… Я больше с тобой жить не могу,- прошептала Инна… и упала в обморок.
Разводились супруги без скандалов, криков и неприязни друг к другу. Не требовала бывшая жена с него и алиментов.
— Один раз с каких-то наградных денег предложил мне 500 рублей, я согласилась. Правда, после ухода Сережи денег на столе не оказалось. Видно, он почему-то передумал…,- делилась откровенным Инна Макарова позже.
Триумф
Между тем после триумфа «Судьбы человека» на Бондарчука обрушился очередной всплеск славы. После присуждения режиссеру в 1960-м году Ленинской премии ему выделили роскошную квартиру на улице Горького.
А еще через два года году режиссер приступил к экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». В ответ на выход в 1959 году американского фильма с Одри Хепберн в роли Наташи чиновники от Госкино предложили талантливому режиссеру снять свой фильм.
Этот государственный заказ стал одним из самых ярких и сложных в истории кинематографа, вознеся режиссера на недосягаемую высоту. Принес любовь и обожание публики. Но вместе с тем много завистников и недругов. Одним из которых стал Иван Пырьев, сам претендовавший на этот фильм. Он добился, чтобы авторам картины урезали гонорары.
Однако, несмотря на все чинимые препятствия, Бондарчук с энтузиазмом взялся за работу. Сначала кропотливо и до мелочей изучал рукописи великого писателя. Затем долго консультировался с научными работниками и специалистами по истории и военному делу. Очень долго и тщательно ему пришлось отбирать и кандидатов на главные роли.
Например, Людмилу Савельеву (Наташа Ростова) заметили в Ленинградском балетном училище. А роль Пьера Безухова Бондарчук сыграл сам. Ни один актер не смог бы показать этот образ таким, каким его видел сам режиссер. В фильме участвовало около ста тысяч статистов — неслыханная по тем временам цифра.
За шесть лет съемок эпопеи «Война и мир» режиссер перенес два инфаркта и клиническую смерть. Ирина родила ему дочь Алену и сына Федора. И все это время Сергей Федорович не отрывался от работы. Даже придя в себя после клинической смерти, его первые слова были о том, как снять сложную сцену.
Все эти усилия и тяжелый, изматывающий труд оказались не напрасны. Картина завоевала множество отечественных и зарубежных наград, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус». Но самое главное — фильм приобрел любовь зрителей во всем мире. А имя режиссера по праву заняло высокое место в рейтинге деятелей мирового кинематографа.
Непризнанный сын
В разгар работы над «Войной и миром» Бондарчук встретился со своим уже совсем взрослым, окончившим школу старшим сыном. Это была их первая встреча за долгие годы. И произошла она при весьма драматических обстоятельствах.
Когда Алексей приехал в Москву, его отца дома не оказалось. Ирина, узнав, кто к ним приехал, отказалась пустить того даже на порог. И тогда парнишка отправился к Инне Макаровой и Наташе.
— Здравствуйте. Это я — Алексей,- путано начал объясняться он с Инной.
— Я приехал с отцом познакомиться.
— Ну, конечно, проходи,- обрадовалась Макарова. — Живи у нас, сколько захочешь.
Алеша раздумывал, куда ему поступить учиться, хотел посоветоваться с отцом. И тогда Инна заказала ему пропуск на «Мосфильм», где Бондарчук проводил кинопробы. Режиссер был чем-то недоволен, раздосадован. А тут еще какой-то мальчишка путается под ногами.
— Вы что здесь делаете? Кто пустил?- закричал Бондарчук.
— Я – твой сын, — вдруг разрыдался Алеша.
Тогда им удалось поговорить. Сергей Федорович хотел устроить сына в гостиницу, но парень вернулся в гостеприимный дом Макаровой. Позже он еще несколько раз приезжал в Москву и каждый раз останавливался здесь.
Конечно, Алеша был несколько разочарован и обижен таким приемом. Долгое время держала обиду на отца и Наташа. По-настоящему они стали общаться, когда девушка уже заканчивала актёрский факультет ВГИКа.
Сергей Фёдорович пришел на дипломный спектакль дочери и впервые увидел ее на сцене. А после обнял ее и заплакал.
— Эти события, преломлённые временем, сегодня я воспринимаю совсем по-другому. Я прошла свой собственный путь, и теперь мне легче понять моего отца. Теперь я точно знаю, что все его дети были одинаково им любимы,- признавалась дочь Бондарчука в одном из своих интервью.
Дети
Забегая вперед, напишу, что все дети Сергея Бондарчука пошли по стопам своих родителей. Наташа после окончания ВГИКа снялась во многих фильмах, среди которых «Солярис», «Звезда пленительного счастья», «Красное и черное» и др.
Средняя дочь Алена окончила студию МХАТ, после чего играла в театрах Моссовета и имени Пушкина. К сожалению, в 2009 году актриса скончалась.
Младший сын Федор окончил режиссерский факультет ВГИКа и много снимался в кино. Затем увлекся клипмейкерством. Работал на телевидении в качестве ведущего.
Алексей не стал ни актером, ни режиссером. Старший сын Бондарчука получил два высших образования — изучал иностранные языки, а затем математику. И до последних дней своей жизни(его не стало в 2001 году) о своем отце и его второй семье говорить не желал.
И в горе и в радости
Как бы там ни было, но именно со Скобцевой Бондарчук был счастлив. Они прожили душа в душу более 30-ти лет. Ирина Константиновна была прекрасной женой и матерью, всегда и во всем поддерживала мужа. А он, в свою очередь, снимал ее в своих фильмах и вообще делал все для своей семьи.
Тем не менее работа была важнейшей частью его жизни. В 1969 году Бондарчуку поступило предложение от итальянских продюсеров снять совместный фильм о Наполеоне. Режиссер написал сценарий, пригласил американских, канадских, итальянских и советских актеров.
Возможно, Сергей Федорович представил свое видение исторических событий, отличающееся от зрительских ожиданий, но фильм «Ватерлоо» в прокате провалился. К счастью, неудача его не сломала и не погасила творческий пыл.
Он все так же плодотворно снимался, стал преподавать во ВГИКе, получил должность секретаря правления Союза кинематографистов, озвучивал и дублировал зарубежные картины. А в 1975 году приступил к еще одному произведению Шолохова — «Они сражались за Родину».
Фильм сразу стал одним из самых популярных на тему Великой отечественной войны. А в актерский состав входили лучшие представители советского кино: Василий Шукшин (умер незадолго до окончания съемок), Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Нонна Мордюкова и еще много известных актеров. Как всегда, Бондарчук делал все масштабно.
В качестве режиссера он создал еще несколько картин: «Степь», «Красные колокола», «Борис Годунов» и «Тихий Дон», ставшая последней в его жизни режиссерской работой. Экранизировать этот роман народный артист мечтал всю жизнь.
Но сначала слово, данное наставнику Сергею Герасимову, не позволяло ему приняться за работу. А потом и «палки в колеса» от завистников из Госкино тормозили процесс.
Наступали тяжелые для советского кино девяностые. Отсутствие государственного финансирования вынудило режиссера начать работу с зарубежными кинематографистами и продюсерами. Те выдвинули условие, что главные роли в «Тихом Доне» будут исполнять иностранные актеры и режиссеру пришлось согласиться.
Трудности преследовали Бондарчука сразу и на протяжении всех съемок. Актеры не могли прочувствовать дух казачества, не могли понять и передать то состояние, которое двигало поступками героев. Кроме того, компания, финансирующая картину, обанкротилась. Фильм не был завершен, а отснятый материал на долгие годы остался за рубежом.
Только после тринадцати лет поисков пленки удалось найти. Сын Бондарчука Федор работал над монтажом, и в 2006 году многосерийный фильм вышел в свет. Однако критики и зрители встретили последнюю работу знаменитого режиссера более чем прохладно.
К счастью, жена это понимала и принимала. Постоянная загруженность на работе, нападки недоброжелателей и завистников, неудача со съемками «Тихого Дона» подкосили народного артиста.
Здоровье Сергея Федоровича стало стремительно ухудшаться, и 29 октября 1994 года он умер от инфаркта.