Сергей Эйзенштейн. Классик кино

Он родился в Риге, в семье Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны Конецкой. Отец -архитектор, зачинатель рижского модерна. В 1905 году мать с сыном переехала в Петербург, где будущий гений кино получил отличное классическое образование.

По окончании Реального училища Сергей поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Гражданская война разделила не только два мира и два строя, она развела отца и сына. Отец оказался в Белой армии, сын — в Красной. После поражения Белой армии отец уедет в Берлин, где скончается в 1921 году.

А молодой инженер решил работать дальше по специальности — техником-строителем, после Гражданской войны и разрухи инженеры были нарасхват. Душа же его тянулась к искусству, он стал постоянным участником агитпропа, революционная буффонада восхищала Эйзенштейна.

Впрочем, увлечения у Сергея были разными, например, он поступил на восточное отделение Академии Генштаба с тем, чтобы изучить японский язык. Однако, и увлечение Японией трансформировалось в интерес к театру кабуки.

А вскоре он решает поступить на Государственные высшие режиссерские мастерские, которые в то время возглавлял Всеволод Мейерхольд. Там на курсах окончательно сформировалась его эстетика революционного искусства, советского авангарда. В этом жанре он поставил спектакли «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец».

Для последнего спектакля он сделал киноверсию — «Дневник Глумова». Новая работа увлекла Эйзенштейна, и по предложению Первой фабрики Госкино он ставит первый большой фильм «Стачка». Вскоре режиссер получил ответственный заказ — к 20-летию первой русской революции он снял эпизод с восстанием на броненосце «Потемкин», который потом развернул в фильм.

Съемки проходили в Одессе и Севастополе. Язык фильма поражал новизной. Яркие метафоры, необычная композиция кадра, монтажный ритм — все это сделало «Броненосец „Потемкин“ шедевром мирового кино

В легендарном фильме снимались обычные люди из массовки, фильм до сих пор считается во всем мире абсолютной классикой киноискусства.

В 1929 году Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова командируют с целью изучения западного киноискусства. Эйзентштейн читает лекции, знакомится с элитой Голливуда, становится другом Чарли Чаплина, планирует собственные кинопроекты.

В Голливуде он написал сценарии «Золото Зуттера», «Черное величество», «Американская трагедия». Вместе с Александровым он снимает масштабную картину «Да здравствует Мексика». Но фильм становится очень затратным и Эйзенштейна вызывают назад, в СССР.

Вернувшись в Москву, он преподавал в киноинституте, возглавил кафедру режиссуры, написал несколько теоретических и публицистических статей и киносценариев, пробовал работать в театре.

Фильм «Бежин луг», в основу которого был положен факт гибели Павлика Морозова был закрыт по идеологическим причинам, режиссеру пришлось публично, через газету покаяться в статье «Ошибки «Бежина Луга». Власти отлучили режиссера от преподавательской деятельности.

Последующие фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный» так же являются классикой кино. Вторую часть фильма «Иван Грозный» раскритиковал Сталин. Эйзенштейн тяжело переживал судьбу своего фильма. Он до последнего дня работал над его исправлением, как всегда, сочетая творчество с теоретической, публицистической, педагогической и общественной деятельностью.

2 февраля 1946 года в Доме кино на балу в честь лауреатов Сталинской премии с Эйзенштейном случился инфаркт миокарда, а через два года режиссера не стало.

Оцените статью
Сергей Эйзенштейн. Классик кино
«Её кошмарный день»