«Семнадцать» историй из жизни Микаэла Таривердиева

Уверена, если спросить любого человека, скажем на улице, кого из композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам они могут вспомнить, первым они назовут Микаэла Таривердиева. А потому что у нас есть «Ирония судьбы, или с легким паром», «Семнадцать мгновений весны» и еще более 130 кинофильмов, в которых звучит его музыка, легко узнаваемая по уникальной авторской интонации.

Хочу представить приблизительно «семнадцать» мгновений из жизни композитора.

Родился будущий композитор в Тифлисе 15 августа 1931 года в армянской семье. Родители были уважаемыми в городе людьми: отец, Леон Таривердиев, был директором госбанка Грузии, мать Сато (в девичестве – Акопова), одной из шести дочерей Гришо Акопова, человека состоятельного, владельца роскошного трехэтажного дома и известного всему Тифлису фруктового сада.

Сато работала начальником отдела в Главном статистическом управлении.

Микаэл был живым и любознательным ребенком, настолько любознательным, что несколько раз это его качество едва не довело до беды. Так, в пять лет он за компанию со своими приятелями прыгнул в Куру, постеснявшись признаться, что не умеет плавать.

Быстрое течение понесло его и неизвестно чем бы кончилось это приключение, если бы мальчишку не спас незнакомый молодой человек. Кстати, впоследствии Микаэл научился отлично плавать и даже участвовал в соревнованиях пловцов.

Примерно в этом же возрасте он прыгнул с парашютом с вышки в парке, куда привела его домработница Маруся. Пока легкомысленная девица кокетничала с солдатом, Микаэл, зажав в кулаке деньги на мороженое, направился к вышке, прошел контрольное взвешивание и прыгнул, несмотря на страх.

Однако его веса все-таки не хватило, чтобы приземлиться нормально, он завис в нескольких метрах от земли и его «приземлили» принудительно. Кстати, проштрафившаяся домработница и виновник события ничего не сказали маме Микаэля, она узнала об этом спустя много лет.

Микаэл был очень активным ребенком и совершенно нормальным мальчишкой. До тех пор, пока лет в пятнадцать музыка не захватила его полностью он увлекался плаванием, фехтованием, мотоспортом, верховой ездой. Как всякий подросток, падал, разбивал нос, получал травмы.

Кстати, было время, когда перед будущим композитором стоял тяжелый выбор – к какой банде мальчишек примкнуть: к своей правобережной или к той, у которой предводителями были Вовка Бураковский (будущий знаменитый кардиохирург) вместе с Женей Примаковым, тоже в будущем известным человеком.

В большом доме, где жила семья Таривердиевых, всегда звучала музыка, а у соседей был рояль. Микаэл так часто навещал соседей и бренчал на их инструменте, что те порекомендовали Леону купить сыну свой инструмент, что и было сделано.

В шесть лет Микаэл пошел в музыкальную школу и уже очень скоро, наскучив нудными этюдами и примитивными детскими мелодиями, стал сочинять свою музыку: в юном возрасте он стал автором нескольких фортепианных пьес и даже симфонии.

Кстати, в седьмом классе он написал гимн школы, а в пятнадцать лет по заказу режиссера Тбилисского театра оперы и балета Георгия Геловани («солидного пожилого человека лет двадцати пяти», как охарактеризовал его Таривердиев в своих воспоминаниях) два одноактных балета, которые вошли в репертуар театра. Автором либретто был сам Геловани.

На гонорар юный композитор купил щегольскую шляпу.

Первую музыку к кинофильму Микаэл написал, когда учился на четвертом курсе Гнесинского института. Три студента ВГИКа: Эльдар Шенгелая, Михаил Калик и Эдик Абалов искали композитора для своего курсового фильма «Человек за бортом», который делали по заказу Общества спасения утопающих на водах. (не путать с фильмом «Спасите утопающего» режиссера Павла Арсенова).

В главной роли у них снялась студентка ВГИКа Людмила Гурченко. Несмотря на то, что шла сессия и свободного времени было очень мало, Микаэл согласился, ему хотелось попробовать себя в новом деле. Кстати, фильм получил премию на международном конкурсе студенческих работ в Брюсселе.

Однажды совершенно незнакомый человек остановил Микаэла – тогда практически нищего студента Гнесинского института, и подарил ему тысячу рублей.

Объяснил он свой поступок тем, что некогда ему точно так же помог тоже незнакомый человек, и теперь он дает эти деньги с условием, что Микаэл в свое время поступит также. Кстати, на эти деньги студент Таривердиев купил себе пальто, костюм, пижаму в полоску и чемодан.

После курсового фильма «Человек за бортом» выпускник ВГИКа Михаил Калик попросил Таривердиева написать музыку к его дипломному фильму «Юность наших отцов» по роману Фадеева «Разгром». Кстати, с этой поры музыку ко всем фильмам Калика писал только Таривердиев. Мне лично особенно нравятся «До свидания, мальчики» и «Любить…» — гениальные фильмы!

Однажды у режиссера Павла Арсенова возникла «безумная» идея снять фильм –оперу по сказке Карла Гоцци «Король-олень». За музыкой он пришел к Таривердиеву. Новаторство заключалось в том, что это был не музыкальный фильм, а полноценная опера, наполненная музыкой до последней секунды.

Фильм был снят, на мой взгляд это уникальная прелестная картина, в которой все гармонично: предельно театрализованное действие, замечательная музыка, невероятные костюмы. Кстати, партию главной героини Анжелы исполняла юная Алла Пугачева, которой в это время было восемнадцать лет.

Микаэл Таривердиев был большим поклонником водных видов спорта, особенно – водных лыж. Друзья считали, что он может научить кататься на водных лыжах любого человека, но вот с Эльдаром Рязановым случилась незадача – не вышло. Вину за это почему-то сложили на слабосильный катер, который не мог вытащить мэтра советского кино из воды.

Свое пятидесятилетие Микаэл Таривердиев встретил оригинально. Композитор терпеть не мог юбилеи – ни свои, ни чужие. Поэтому 15 августа 1981 года он и его друг Родион Щедрин взяли свои серферные доски, купили по одной маленькой в 50г. бутылочке коньяка, вышли в море и там, сидя на досках, с удовольствием выпили за здоровье юбиляра.

Кстати, кататься на серферных досках под парусом они научились за два года до этого события, в чем им помогла грузинская сборная серфингистов.

Пожалуй, на этом закончу, потому что о «Семнадцати мгновениях» и «Иронии судьбы» не писал только ленивый.

Оцените статью