«Это провал», — хочется сказать, глядя на этих актрис. Прекрасные в других ролях, в исторических фильмах они смотрелись… неуместно. Не тот образ, не тот типаж, не те костюмы. Разберем самые неудачные «исторические роли».
Грязная княжна
Растрёпанная и грязная. Именно так хочется сказать об исполнительнице главной роли в картине «Ярославна – королева Франции». Фильм Игоря Масленникова словно весь вымазан черно-серой краской.
Дочь великого князя в этой экранизации похожа на крестьянку, у нее даже на лице грязные полосы. Конечно, события происходят в одиннадцатом веке, и свидетельств о жизни Анны сохранилось немного… Но трудно вообразить, чтобы княжна выглядела так.
В кадре она почти всегда в лохмотьях. А ведь Ярослав Мудрый владел множеством земель, и на бедность точно не жаловался.
В том же столетии, когда в немецкие земли отправляли русскую княжну Евпраксию Всеволодовну, с ней поехали огромные обозы с приданым! И об этом остались записи в «Хрониках Розенфельдского монастыря»:
«Она прибыла в страну с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и каменьями».
Так почему же Ярославна в фильме неотличима от босоногой прислужницы? Сам образ Елены Кореневой вызывает недоумение: волосы апельсинового оттенка и… до странности короткие! Остричь косы девушке в то время могли только по причине какой-то тяжелой болезни.
Но хворую не выдавали бы замуж в далёкую Францию. Ни статью, ни манерами, ни поведением, Ярославна из картины Масленникова не похожа на девушку знатного рода. Это не русская княжна. Франсуа де Мезере, французский историк, писал, почему в Париже на ней остановили свой выбор:
Дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери короля Руссии, и он был очарован рассказом о её совершенствах»…
При всем уважении к Кореневой, которая, безусловно, прекрасная актриса, в этом фильме – ее худшая роль. Конечно, тон режиссер задавал. Но неужели ни
у кого из съемочной группы не возникло вопроса: а почему всё представлено именно так?
После первых минут фильм хочется выключить. Кстати, до сих пор никто не снял достойной картины про Анну Ярославну. А жаль! Не востребован такой замечательный исторический материал!
Завитушка
Евгения Добровольская попала в сериал «Королева Марго» в возрасте слегка за тридцать. При этом ей надлежало сыграть одну из самых ярких, самых красивых и неоднозначных женщин шестнадцатого века.
Задача оказалась невыполнимой. Конечно, режиссёру следовало бы внимательнее отнестись к кастингу, потому что Добровольская удивительно неорганична в роли Марго. А ведь в этом сериале столько замечательных актёрских находок!
Начнём с того, что Марго рядом с Ла Молем в фильме – словно мама с сыном. А исторический Ла Моль был старше… Над костюмами явно хорошо работали (рассматривать их — одно удовольствие!), а вот с причёсками вышла беда. Завитушки Добровольской ненатуральны от переизбытка лака. А ещё они – светлые!
По какой причине — мне, например, стало понятно сразу. Режиссёр опирался на один из портретов королевы Марго. Однако каждый историк знает, что Маргарита де Валуа была жгучей брюнеткой, и просто иногда носила парик. В то время в моде были светлые волосы! Вот на портрете она и блондинка, что ввело в заблуждение создателей сериала…
Конечно, французский фильм «Королева Марго» тоже собрал много критики (такого количества преувеличений, как там, надо еще поискать, да и Патрис Шеро использовал все байки про королеву), но Изабель Аджани в фильме – роскошна.
Глядя на эту Марго, понимаешь, отчего ради нее были готовы жертвовать жизнями, почему влюблялись без памяти… Переиграть эту женщину в роли Маргариты не удалось пока никому.
«Вашим величеством пусть вас зовёт другой»
Я знаю, многие со мной не согласятся, но мне категорически неуютно от роли Алисы Фрейндлих в «Трёх мушкетерах». Великолепная Алиса Бруновна блистала во множестве картин – она бесподобна в «Служебном романе», «Жестоком романсе», «Соломенной шляпке»… Но королева Франции – это совсем не её роль.
Анна Австрийская в семнадцатом столетии считалась признанной красавицей (и есть несколько её очень хороших портретов), и было ей в романе только двадцать пять-двадцать шесть лет. То есть, актриса, ее сыгравшая, оказалась почти в 2 раза старше.
И это, к сожалению, заметно. А потому романтическая линия, история с подвесками, выглядит наигранно комедийной. «Не верю!» — хочется сказать режиссеру.
Конечно, фильм музыкальный, легкий, поэтому тут допустимы отхождения от истины. Была бы у режиссера задача снять серьезную картину по роману Александра Дюма, кастинг наверняка был бы иным.
Кстати, Анне Австрийской почти всегда основательно не везло – ее нигде не изображали так, как задумывал Дюма. В самой знаменитой французской экранизации она тоже явно старше двадцати пяти лет. Констанция Бонасье возле королевы – словно юная девочка. А ведь в книге они ровесницы!
Не оценили
Только один балл из десяти – именно так оценили зрители сериал «Анна Болейн» с актрисой Джоди Тёрнер-Смит в главной роли (позже подтянули до шести). Создатели фильма настроились на популярную волну – именно с 2020 года начало активничать движение «БЛМ».
«Черная тема» так захлестнула мир, что появился дерзкий план и знаменитую английскую королеву представить в необычном ракурсе. Главное ведь, чтобы человек был хороший! То есть, талантливый!
Конечно, и исполнители роли Отелло мазались черным гримом. И на оперной сцене возрастные дамы играют юных красавиц… Но голос оперной звезды – штучный товар. Попробуй найди подходящую по возрасту юную приму! Но актрис, способных надеть костюмы шестнадцатого века и убедительно смотреть в камеру – всё-таки побольше.
К тому же, тему Анны Болейн надолго закрыли две молодые дамы – Натали Дормер и Натали Портман. Первая прославилась в сериале «Тюдоры», вторая преобразилась в королеву в фильме «Еще одна из рода Болейн». Причем всё это произошло относительно недавно. Третьей Анны за десять лет просто не требовалось!
Хайп не получился. Зрители не оценили новую Анну. Да и к создателям сериала закономерный вопрос: неужели во всей истории нет больше других персонажей? Сколько уже снято фильмов про Болейн, про Екатерину Вторую! А они опять по кругу!
Читатели часто пишут мне: «Вот бы по вашей статье снять фильм». Потому что я часто поднимаю малоизвестные факты. Но нет, говорят, будет ещё один сериал о Екатерине Великой…
Историческое кино – дело сложное, и часто неблагодарное. Очень трудно восстанавливать эпоху – подбирать правильные костюмы, делать верный грим, смотреть, чтобы над римским воином не пролетал самолет в небе (реальная история из сериала), или за спиной великого визиря Османской империи не торчала телевизионная вышка (тоже было в «Великолепном веке»).
Но все же, когда подбирается хороший актерский состав, можно на многое закрыть глаза. Так что кастинг – главное.