Помните легендарную картину художника Ильи Репина «Царевна Софья»? Живописец изобразил грозную правительницу Руси уже через год после ее заточения в Новодевичьем монастыре. Когда пролетела буря Стрелецкого бунта, а вся прислуга опальной царевны подверглась жестоким пыткам. Да и сама старшая сестра будущего императора Петра выглядела, как только что потрепанная бурей женщина.
Этакая грозная, большая медведица с нечесаными, распущенными космами. В дорогом царском платье из золоченой ткани, богато расшитом самоцветами. Но так ли выглядела первая правительница России на самом деле? Какие украшения она носила? И что скрывалось за ее властной, честолюбивой натурой?
Когда я прочитала мнения современников, историков о царевне Софье, то увидела перед собой очень умную, образованную женщину. Во многом, прозорливую в делах политических. Ту, что опередила эпоху 17-го столетия, по крайней мере, лет на сто. Многие люди предпетровской поры отзывались о Софье очень высоко. Да и сам Петр Первый не раз подчеркивал, что гордился сестрицей.
Напомню, что все девицы древней и средневековой Руси были заперты в своих теремах и ждали замужества. Вот только царских дочерей замуж звали совсем неохотно. Ведь их мужья считались также претендентами на престол, причем ненужными, «лишними». А потому участь царских дочерей, зачастую, была незавидной.
Но Софье, шестому ребенку в семье, повезло. Поэт Симеон Полоцкий, что занимался науками с сыновьями государя Алексея Михайловича, взял на обучение и способную девочку. В десять лет Софья сложила в сундуки свое вышивание и золотые телогрейки с красивыми «червчатыми яхонтиками».
Она стала учить вместе с мальчишками уйму новых наук: не только латинский язык, но и географию, зоологию, сложную минералогию, таинственную астрологию и непонятную драматургию.
Девушка выросла умной, высокообразованной особой. Конечно, не красавицей, но и не уродиной. Репинская царевна далеко не молода, не стройна. И от былой царской роскоши у нее остался лишь сверкающий сарафан, с воротником и манжетами, расшитыми дорогими каменьями.
Колдовские изумруды, пленительные сапфиры, нежный речной жемчуг, кроваво-красные рубины сияли на одеянии бывшей правительницы. Словно свидетели ее былой власти и могущества.
Вообще, украшения знатных женщин на Руси были чудо как хороши. В 17-м веке еще было живо «русское узорочье». А растительный сканный орнамент или сочное многоцветье эмали, приправленное сказочными мириадами драгоценных камней, соперничало по красоте с изысканными творениями из речного жемчуга.
Эх, жить бы Софье, не тужить, в тереме, да примерять из шкатулок бусы, да сережки! Но не таков путь ей был уготовлен.
В отличие от Репина, художник Константин Маковский изобразил сестрицу Петра совсем другой: серьезной, задумчивой, даже печальной. Ее черные локоны украшает головной убор из благородного золота, что крепился с помощью шелковых лент. Роскошные рубины (или шпинель) перекликались с небесно-синими сапфирами.
А крупные серьги с изумрудными вставками и белоснежными жемчужными каплями смотрелись, будто невыплаканные слезы царевны-регента. Да и с чего бы ей быть веселой? Она потеряла мать, старшего брата, царевича Алексея; потом отца и брата Фёдора. До смерти напуганная кровавым стрелецким бунтом, Софья взирала на то, как стрельцы кромсали ее родичей, близких, знакомых.
Нет, она не была в сговоре с кровожадными стрельцами. Просто на тот момент Софье некуда было деваться. Кого сажать на трон: маленького Петю или недужного Ивана? И смелая девица вдруг решилась: она впервые вышла к толпе, из палат Кремля. И объявила, что может править при двух братьях, наследниках престола, пока те не подрастут. Стрельцы посчитали мысль «бабы» вполне здравой.
Сильная характером, она могла урезонить любого мужчину. И мудро правила государством: так, Русь наконец-то помирилась с давней соперницей, Польшей. Поговаривали, что Софья могла бы стать любовницей князя Василия Голицина.
Но целомудренные взгляды не позволяли царевне иметь столь порочную связь. Она принимала дорогие подарки, перстни с рубинами, бирюзой, алмазные украшения. Как дань уважения и восхищения ею. Но замуж наша героиня так и не вышла.
Когда повзрослевший братец отправил неугодную сестру в Новодевичий монастырь, жизнь ее там сложилась вполне вольготно. За экс-царевной ухаживала ее бывшая нянька, целых девять постельниц и пара казначей.
Поэтому вряд ли Софья ходила по монастырю в растрепанном виде и неприбранная. Из царского дворца ей присылали лакомства, затворница ела и пила из личной драгоценной посуды. И наряды меняла, как ей заблагорассудится.
Монахиня Сусанна, она в затворницах оставалась хотя бы внешне — царевной. С золочеными платьями и личными драгоценностями. Перед самой кончиной в 1704-м году матушка Сусанна приняла великую схиму и обрела свое прежнее имя: она отошла в мир иной схимонахиней Софией. И это было очень важно для нее, вернуть хоть частицу жизни былой, данную ей по рождению.