“Кажется, она не дышит…” — сказал Петя сестре по телефону безжизненным голосом.
Дочка актрисы Завьяловой и ее супруг бросились в квартиру, где жила мать Татьяны.
Звонок, что они получили от Пети в 12 часов ночи, сильно их напугал. Когда супруги вошли в жилище, Петя сидел на диване и смотрел перед собой пустыми глазами. Александра Завьялова лежала на кухне без признаков жизни.
Когда Татьяна увидела на кухонном столе нож, она потеряла сознание. Ее муж вызвал полицию.
После того как на Пете защелкнули наручники, Тане показалось, что происходящее — это просто ночной кошмар, от которого она вот-вот очнется. Но следователь начал опрашивать ее как свидетеля. И Татьяна потихоньку стала осознавать весь ужас случившегося. Родной брат погубил ее любимую мать.
Артистка с пятого класса
В семье Завьяловой актеров отродясь не было. В селе Титовка кино можно было посмотреть только по выходным. Но с пятого класса юная Александра Завьялова стала грезить о карьере актрисы. Она активно участвовала в самодеятельности. Великолепно пела в хоре.
Отец Александры Семен был из богатого купеческого рода. Он воевал в Отечественную, к сожалению, побывал в плену, но был начитанным, эрудированным человеком. Факт о том, что отец был пленным, Александра из своей биографии впоследствии удалила, чтобы ее выпускали за границу.
Жена Семена Татьяна родила Александру в 40 лет. В детстве Завьялова была тихим и послушным ребенком, который помогал родителям в огороде и хорошо учился.
Александра росла красивой девочкой. Белозубая девица с впечатляющей косой имела удивительные по своей выразительности глаза. Родители Александры были против актерства. Требовали, чтобы их Шурочка выучилась в Сельскохозяйственном или Педагогическом.
Осуществить детскую мечту Александре помогла ее старшая сестра Клава. Женщина уже работала и смогла оплатить билет до Ленинграда. С первого раза Александра поступила в ЛГИТМиК. Потекли голодные, но веселые студенческие годы.
Встреча с будущим мужем
С будущим супругом Завьялова была знакома еще со студенчества. Будущий отец ее дочки Тани был художником. С момента знакомства Дмитрий Бучкин принялся провожать Завьялову домой, но романа тогда у молодых людей не вышло.
Когда после завершения учебы Александру распределили в Брест, она и Бучкин потеряли друг друга из виду. В Бресте Завьяловой очень нравилось. В театре ценили ее актерский талант.
Но, как и все молодые актрисы того времени, Александра регулярно посылала свои фотокарточки на “Мосфильм”. Однажды фото Завьяловой отобрали для картины “Люди на мосту”. Ей дали первую роль в кино. После этого популярность Александры как актрисы только росла.
В тот период на Невском проспекте Александра вновь встретила давнего знакомого Бучкина. С тех пор влюбленные больше не расставались. Расписались, родили дочку Таню.
Казалось, счастье художника и актрисы должно было быть безоблачным, но свекровь так невзлюбила невестку, что из-за ее нелюбви Александре было очень тяжело находиться дома.
Впоследствии Бучкин вспоминал, что вокруг его красавицы-жены всегда вилось много поклонников. Но Завьялова хранила верность семье. Бучкин был ее первой любовью и первым мужчиной. Такое тогда было воспитание.
Как-то раз в санатории к Александре буквально прилепился Аркадий Райкин. Он звал актрису гулять, оказывал знаки внимания. Дмитрий не ревновал жену, так как знал, что ничего серьезного Райкину не добиться.
Не все поклонники актрисы были такими обходительными с ней как Райкин.
На съемках в якутском Тикси молодой полярник был так очарован столичной звездой, что решился на немыслимое. В Тикси в гостинице, где разместили “киношников”, было очень холодно. Полярник Артур пригласил Александру к нему в общежитие, чтобы попить чаю и отогреться.
Завьялова пошла, так как сильно замерзла, но ухаживания Артура отвергла. Тот в отместку запер актрису в своей комнате и ушел. Завьяловой пришлось выбираться из комнаты Артура через окно.
Дочка Александры Татьяна часто вспоминала, как мама уезжала на гастроли, а она из-за этого постоянно плакала. Действительно, дома актриса появлялась реже, чем хотелось бы. Татьяну воспитывали отец и его мама.
Но когда Александра возникала на пороге в красивом платке и с сумкой подарков, у Татьяны в жизни начинался настоящий праздник.
Запах маминых французских духов Татьяна запомнила на всю жизнь. Запомнила она и вечное недовольство своей бабушки. Свекровь не желала сыну такой супруги и часто негативно отзывалась об Александре прямо при маленькой внучке.
Много работая, Александра все же старалась любую свободную минуту проводить с семьей. Водила дочку в зоопарк. Ездила в родную Титовку проведать сестру Клаву и племянниц.
Когда конфликт свекрови и невестки в семействе Бучкиных достиг апогея, Завьялова поставила мужу ультиматум: или они съезжают от его матери, или расходятся. Уйти от матери Бучкин не захотел, поэтому Александра и Дмитрий разошлись.
Американский миллионер
После расставания с мужем, у Александры случился непродолжительный роман с американским миллионером, который дорого ей обошелся.
В вестибюле одесской гостиницы к актрисе подошел совладелец пароходной компании, который приехал в Советский Союз по делам. Актриса и миллионер молниеносно влюбились друг в друга. Гуляли по набережной. Оба понимали, что у этих отношений нет будущего. Но все равно отважились на них.
В один не слишком прекрасный день Завьялова заглянула к миллионеру в гостиницу и обнаружила, что в его номере начали ремонт. Куда пропал постоялец, ей не говорили. Когда Завьялова собралась уходить из гостиницы, горничная шепнула ей: “Его выгнали из страны, но он передал вам, что любит вас”.
Вот так закончилась красивая сказка актрисы.
Неотвратимые последствия для актрисы из-за романа с иностранцем наступили очень быстро. На “Ленфильме” руководство показало ей кипу фотографий, где она была запечатлена на набережной в обнимку с миллионером.
После этого происшествия на студии к Завьяловой стали относиться негативно. Съехав от бывшего супруга, Александра поселилась в собственной квартире вместе с дочкой. С Дмитрием они расстались друзьями. Он часто приходил к Завьяловой в гости, чтобы увидеть Таню, но возвращать жену не пытался.
После всего пережитого в жизни актрисы появился режиссер Эсадзе. Резо вопреки опале Александры снял ее в своей дипломной картине. А потом стал иногда приходить к ней в гости. Пытался наладить отношения с ее дочкой Таней, но девочка ревновала маму к режиссеру и на контакт не шла.
После развода Завьялова никогда не оставляла других мужчин ночевать у себя дома. Берегла психику дочери. Поэтому отношения с Резо разворачивались не на таниных глазах, а где-то там, “далеко”.
Резо искренне хотел продолжать снимать Завьялову. Но на “Ленфильме” ей открыто сказали: “Зарплату получать будете, а ролей больше не будет”. На этом закончилась не только карьера актрисы, но и ее отношения с молодым режиссером.
Первое время Александра не унывала. Обустраивала быт, занималась воспитанием дочери, но какая-то необъяснимая тоска постепенно заполонила ее сердце. Она очень сильно скучала по профессии.
В последний раз ей довелось сниматься на “Мосфильме” в 1969 году в ленте “Тени исчезают в полдень”. После этого еще была фотосессия у знаменитого американского фотографа Филиппа Халсмана.
Он выбрал фото Завьяловой из сотен фотографий других актрис. А потом в жизни Александры наступил полный карьерный штиль.
Завьялова стала настолько опальной актрисой, что ей присвоили звание заслуженной артистки заочно и не сказали об этом лично.
Новый ребенок
“ Я, Александра Завьялова, обещаю дочке Танечке, что весной у нее будет братик!” — старательно вывела на листке бумаги актриса. Татьяна тогда не понимала, где мама возьмет ей братика, но весной она вернулась из роддома с Петей на руках.
С отцом Пети у Александры случился короткий роман. Потом он исчез из ее жизни. Дмитрий Бучкин благородно записал Петю на себя, чтобы у его бывшей жены было меньше проблем.
А потом у Завьяловой начались бессонные ночи с Петечкой. Возраст, творческая натура, потеря работы, неустроенная личная жизнь — все это привело к тому, что у Александры началась депрессия. Она стала вести себя странно.
Не пускала к Пете медсестру, не разрешала ставить ему прививки. Агрессивно общалась с соседями. Все это привело к чьему-то доносу, по которому Завьялову силой упекли в психиатрическую клинику на месяц, а Петю отправили в Дом малютки.
Через месяц актриса смогла вернуться домой. Она забрала Петю к себе, но с той поры в ней что-то надломилось. Воспитание подросшего Пети частично легло на плечи Татьяны. Она устраивала его в детские секции, водила в школу, после школы заставила выучиться на повара и отправила в армию, когда младший брат пристрастился к алкоголю.
Александра так сильно любила Петю, что без конца его баловала и во всем оправдывала. Возможно, именно поэтому у парня совершенно не было желания чего-то добиваться самостоятельно. Ведь мама решала его проблемы, кормила и поила его, когда он выходил из очередного запоя, искала ему работу.
Татьяна же была для брата “злым копом”. Она заставляла его “кодироваться” и брать ответственность за собственную жизнь. При всем этом Петя очень любил своих сестру и мать. Большую часть жизни он проживал с Александрой.
Когда она состарилась, он заботился о ней, готовил для нее, занимался домашним хозяйством. Бытовые подвиги Петя совершал только между запоями.
В злополучном для семьи Бучкиных 2016 году актриса Завьялова по версии следствия в ходе бытового конфликта погибла от рук собственного сына. В ту ночь Петр позвонил сестре и во всем сознался. Суд дал ему 8 лет строгого режима. А легенду советского кинематографа похоронили на Смоленском кладбище Северной столицы…