Сегодня хочется вспомнить не только любимого актёра Андрея Миронова, но и его коллегу и старшего товарища Анатолия Папанова.
Многие историки утверждают, что они в повседневной жизни были друзьями. Но их современники, которые близко знали актёров, говорят об обратном.
У Миронова и Папанова были прекрасные отношения на сцене и на съёмочной площадке, и… никаких отношений вне работы.
Известно, что Анатолий Папанов за четверть века их знакомства ни разу не был в гостях у Андрея Миронова дома. И Андрей Миронов за двадцать пять лет совместной работы тоже ни разу не побывал в доме Папанова.
То есть назвать их друзьями в классическом смысле не получается. Но на работе у них были очень добрые и даже доверительные отношения. Никто не помнит, чтобы эти актёры, которые очень часто играли в дуэте, когда-нибудь между собой ругались или даже спорили.
Это многих удивляло, так как они были абсолютно разными людьми. У них были разные образы жизни, они имели противоположные темпераменты, совершенно не совместимые с точки зрения психологии характеры, и к тому же из кардинально разных поколений.
Несмотря, что у них была разница в возрасте всего 19 лет, Папанов прошёл все ужасы войны, а Андрею Миронову в День Победы было всего 4 года.
Они сблизились в 1962 году, когда 21-летний Миронов был принят в основную труппу театра Сатиры, а 40-летний Анатолий Папанов к тому времени был уже заслуженным артистом РСФСР и одним из ведущих актёров театра.
По логике, бывший фронтовик, который сам строил свою карьеру и самостоятельно добивался успеха, должен был как минимум, невзлюбить этого «маменькиного сынка», который попал на сцену знаменитого театра по протекции своих известных родителей, и сам к тому времени ещё ничего собой не представлял. Кроме пижонства и богемности, которые в молодые годы просто сочились из Андрея.
Он был ярким представителем «золотой молодежи» хрущевской оттепели со всеми сопутствующими признаками: стиляга, поклонник западной музыки и западного образа жизни, любитель шумных вечеринок и красивых девушек.
А Папанов был обожжённый войной человек, которые был лишен этой самой молодости и в годы Миронова в окопах под пулями был вынужден сразу стать взрослым. Он сторонился весёлых и шумных компаний, а после работы всегда спешил домой к жене и дочке.
Но с первых же дней между ними установились очень добрые и даже близкие отношения, которыми в первую очередь очень дорожил Андрей.
Не секрет, что первые пару лет над Мироновым в театре часто подтрунивали, относились к нему снисходительно, насмехались и разыгрывали, иногда достаточно жестоко. Поэтому поддержка старшего товарища для молодого актёра дорогого стоила.
Это заметил и режиссёр Валентин Плучек, который в спектаклях стал ставить их в актёрские дуэты. И что удивительно, эти абсолютно разные актёры, которые вне театра никогда не общались между собой, на сцене понимали друг друга без слов, всего лишь с одного взгляда и мастерски разыгрывали всё, что хотел от них режиссёр.
Позже это заметили и кинорежиссёры, поэтому не случайно, что у Папанова и Миронова такие блистательные совместные работы в кино.
Интересно, что за двадцать пять лет совместного творчества они никогда не комментировали свои отношения, да и вообще друг друга. Когда журналисты напирали, то оба отвечали односложно и коротко.
Вот, например, цитата из интервью Анатолия Папанова корреспонденту журнала «Советский экран» в 1978 году. Обратите внимание, что ответ актёра был не намного длиннее вопроса журналиста.
Вопрос: «Ваш частый партнер на экране и на сцене — Андрей Миронов. Как складываются ваши отношения в жизни?»
Ответ: «Это замечательный актер, для меня большая радость играть вместе с ним. А в жизни… мы ведь из разных поколений. Отношусь к нему как к необыкновенно талантливому коллеге»
И это всё о своём многолетнем партнёре.
Примерно так же уважительно и также коротко говорил о Папанове и Миронов.
Между тем на сцене и на съёмочной площадке они были почти неразлучны. Если Миронов в «Ревизоре» играл Хлестакова, то городничим был Папанов. А ещё: Гаев и Лопахин в «Вишнёвом саду», Шафер и Баян в «Клопе», Сысоев и Всеволод «У времени в плену» и, наконец, Чацкий и Фамусов в «Горе от ума».
В кино этот дуэт также давно известен всем любителям советских фильмов. Совершенно разные кинорежиссёры поручали им разные задачи, а они блистательно с ними справлялись.
5 августа 1987 года в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов. В доме отключили горячую воду, а Анатолий Дмитриевич захотел принять душ после съёмок на «Мосфильме». Сердце 64-летнего актёра не выдержало холодной воды, и он скончался прямо в ванной комнате.
Это был шок для всех, и особенно для Андрея. Через три дня в театре должны были играть «Ревизора» и все билеты были проданы. Администрация предложила зрителям вернуть билеты в кассу. Но ни один билет не был сдан.
Андрей Миронов, воздавая честь ушедшему актёру, отыграл спектакль, сыграв сразу две роли: Хлестакова за себя и Городничего за своего многолетнего партнёра. И это было восхитительно! Но все заметили, что Миронов был подавлен смертью Папанова.
Тогда никто не мог предположить, что всего через неделю не станет и самого Андрея.
14 августа он потерял сознание прямо на сцене Рижского театра во время гастрольного спектакля, а 16 августа, не приходя в сознание, скончался.
Такая неожиданная почти «совместная» смерть даёт повод предположить, что между этими людьми существовала некая космическая связь. Хотя, по утверждению современников, они не были даже друзьями…
Народный артист СССР, фронтовик и лауреат Государственных премий Анатолий Дмитриевич Папанов похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его партнёр, 46-летний народный артист РСФСР Андрей Александрович Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Позже рядом с ним похоронили и народную артистку СССР Марию Владимировну Миронову, которой выпала доля пережить своего единственного сына более чем на десять лет.