Сейчас вряд ли кто вспомнит первого исполнителя знаменитой песни А. Пахмутовой «Надежда» (её позже пели Анна Герман и Иосиф Кобзон). Им был красавец-моряк из киноленты «Море зовёт» и шабашник Буровских из фильма про Анискина.
Да, Юрий Пузырёв обладал не только лучезарной улыбкой, прекрасными актёрскими данными, но и великолепным голосом. А его преданность Мельпомене была настолько сильной, что, уволенный из театра, он не смог дальше жить.
В 50-х годах XX века глоубоглазый актёр с экрана очаровывал всех женщин Советского Союза. Удачное начало карьеры быстро сделало его популярным.
К тому же, песни в его исполнении, звучавшие в фильмах, сразу становились шлягерами и пелись всей страной.
Юрий Николаевич пришёл в этот мир во время майского цветения садов в 1926 году в уютном подмосковном местечке Серебряные пруды. Но безмятежное детство закончилось рано. Через несколько лет его отца арестовали, обвинив в троцкизме, и отправили в лагеря.
Мать решила переехать с сыном в Ленинград. После начала войны отправила Юрия в эвакуацию. Сама же осталась в городе, пережив все тяготы блокады.
Когда они встретились, Юрий уже был далеко не подростком, а возмужавшим юношей, пропахшим махоркой. Чем заниматься в жизни, юноша не знал, поэтому, как и большинство сверстников, пошёл в машиностроительный техникум. Учился неохотно, а потому мама стала подыскивать сыну работу. Через знакомую она устроила его в Большой драмтеатр, где он стал с удовольствием участвовать в массовках.
Его дальнейшую судьбу определила приёмная комиссия, приехавшая из Москвы для набора одаренной молодежи в Школу-студию МХАТ. Пузырёв легко выдержал все испытания и в 1948 году стал студентом.
Но начало театральной карьеры артиста не связано с МХАТом, хоть его туда изначально и зачислили. Сообщив матери радостную весть, он с прискорбием вынужден был потом доложить родительнице, что руководство театра откопало в его биографии тёмное пятно, связанное с репрессированным отцом, и отказалось принять в труппу. Юрий Николаевич стал служить в Центральном театре транспорта.
Изменения в его жизнь пришли вместе «хрущевской оттепелью». С 1958-го Юрий Николаевич стал артистом МХАТа. Более 30 лет провёл он в родных стенах, сыграв множество интересных ролей: Шервинского в «Днях Турбиных», Треплева в «Чайке», Незнамова в «Без вины виноватых», Пустобайку в «Дачниках» и многих других.
Театр стал для артиста смыслом жизни. Он ни за что не хотел пропускать выходы на сцену даже ради самых интересных ролей в кино, а потому часто отказывался от предложений режиссёров. Будучи совершенно далёким от всех театральных интриг и склок, он во время раскола театра не смог осмыслить происходящее. Когда же Татьяна Доронина предложила остаться с ней, а не с Ефремовым, дал согласие.
У 60-летнего Юрия Николаевича хватало сил и вдохновения трудиться энергично и всего себя отдавать любимому делу. Но в какой-то момент ему перестали давать роли. Пытаясь разобраться в происходящем, он решился на откровенный разговор с Дорониной. Однако беседа определила разногласия актёра с руководством, в результате которых ему пришлось уйти.
В марте 1991-го он написал заявление. Но гораздо большей психологической травмой для Заслуженного артиста РСФСР, старейшего мхатовца стал тот факт, что, когда он решил прийти в театр проведать коллег, его «по приказу начальства» не пустили на порог.
Несмотря на преданность театру, Юрий Николаевич снялся в 147 фильмах, начав свой путь в кино с приключенческой ленты «Морской охотник» (1955), где он сыграл одного из ведущих героев — лейтенанта Королькова. (24-летняя Надежда Румянцева в этой картине играла 12-летнюю пионерку).
В это же время Юрий Николаевич снимался в мелодраме Ивана Пырьева «Испытание верности». Но зрительские симпатии завоевал образ актёра в картине «Море зовет», где прозвучали и замечательные песенные композиции: «Рыбацкая песня» и «В прозрачной волне» — в исполнении Юрия Пузырева.
Позже случилась ведущая роль Александра в мелодраме «Невеста» (по одноименному рассказу А. Чехова). Затем Женька Кулагин в «Екатерине Ворониной».
По-настоящему прославился актёр в образе подпоручика Ромашова в картине «Поединок».
Спустя год роль комсомольца Виктора Безайса в военной драме «По ту сторону» закрепила успех. Фильм стал знаковым в кинобиографии актёра, поскольку он познакомился с Александрой Пахмутовой, которая вместе с Н. Добронравовым написала «Песню о тревожной молодости», которая душевно прозвучала в ленте в исполнении Пузырева.
В 1977 году актёр снялся в комедии «И снова Анискин» в компании Михаила Жарова, Татьяны Пельтцер, Лидии Смирновой, Валерием Носиком, Александром Белявским и другими актёрами. В образе гитариста Буровских он исполнил песню «Ну почему ко мне ты равнодушна», которая стала популярней фильма.
Последней работой в кинобиографии Юрия Николаевича стал фильм 1989 года «Лёгкие шаги», где актёр выступил в роли старого трубочного мастера.
Семейная жизнь актёра началась, когда ему ещё не было 20 лет. Тогда он стал отцом замечательного сыночка, которого подарила супругу любимая девушка Анна. Голубоглазый красавец навсегда отдал ей своё сердце. В семье царила полная гармония.
Их сын Анатолий, мечтавший пойти по стопам отца, закончил «Щуку», служил сначала в Театре имени Ленсовета, а в новом веке перешёл в труппу Театра «На Литейном». В основном снимался в телеспектаклях. В августе 2022 его не стало.
Пузыреву-старшему не нужна была слава — он хотел быть нужным в своей профессии. А потому, когда случались простои, занимался дубляжом, озвучивал мультяшных персонажей, работал на радио. Когда пришлось уйти из театра, пытался гастролировать с концертами. Но смог прожить без любимого МХАТа лишь два месяца.
24 мая 1991 года, когда снова буйно цвели сады, сердце 65-летнего Юрия Пузырёва остановилось. В этот день он был на гастролях в Душанбе.