Попасть в покои королевы было не-воз-мож-но! Во-первых, во дворце имелась стража. Во-вторых, королеву всегда окружали придворные дамы, фрейлины и служанки. Днём она оставалась одна всего на считанные минуты… Даже в уборную ее сопровождали! Тем не менее, хорошенькая королева Жуана оказалась «в положении». И многие считали, что причина – прятки под юбками!
4 августа 1420 года король Кастилии и Леона взял в жены свою кузину. Это был не первый близкородственный брак на Пиренейском полуострове. И результат не заставил себя ждать: у пары родились четверо детей, но трое из них умерли во младенчестве. Остался только один сын, очень болезненный и слабый Энрике. Он был надеждой вымирающей династии!
В народе его так и прозвали – Энрике Слабый. Энрике Бессильный! Конечно, король знал о том, что его дразнят, но ничего не сделал, чтобы оставить о себе иную память. Более того.
В пятнадцатилетнем возрасте он женился на хорошенькой наваррской принцессе, но за годы брака так и не прикоснулся к ней ни единого раза. Девушка терпела тринадцать лет, а потом подала на развод. Папа Римский получил несокрушимые подтверждения, что принцесса чиста, словно ангел.
И тут бы королю остановиться, подумать о передаче власти кому-то более сильному… Но он страшно боялся потерять свою корону. И сделал предложение португальской принцессе Жуане. Родня этой девушки повела себя странно: отлично зная о ситуации в Кастилии, отпустила свою красавицу к слабому королю.
Она была чрезвычайно хорошенькой, эта новая королева Жуана! Остались свидетельства, что у нее были пышные рыжеватые волосы, белая кожа и голубые глаза. Веселая, темпераментная, грациозная, Жуана обожала танцы и верховую езду. Она могла стать украшением любого королевского Двора!
«Королева Жуана, — писал Генри Морзе в своей «Истории Португалии», — прибыла в Кастилию и сразу окружила себя самыми яркими представителями Двора. Она была элегантной и изящной, она принесла в Кастилию блеск. Многие с восхищением смотрели на нее».
Многие – но не король. Напрасно прождав его в своих покоях много месяцев, Жуана решила: с нее хватит. Тем более, что при Дворе находилось много приятных вельмож. Один из них, Бельтран де Ла Куэва, привлек особенно пристальное внимание королевы.
Он был женат на племяннице кардинала Мендосы, он занимал высокое положение и даже пользовался расположением короля… Но главное, что он был красив и молод. Жуана быстро поняла, что ее интерес — взаимный. И как можно было организовать встречу влюблённой королевы и Бельтрана? На помощь пришла… мода!
Юбки в ту пору стали так широки, что под ними можно было спрятаться. В народе частенько высмеивали придворные платья, ведь женщины в таких нарядах могли двигаться только очень медленно и степенно. А каким дорогим стал пошив нового платья! Но у этих самых платьев имелась та самая особенность…
В комедийном французском фильме «Мания величия» этот исторический анекдот использовали для создания одной забавной сюжетной линии. Конечно, фильм поставлен по произведению «Рюи Блаз», Виктора Гюго. Но корни, корни оттуда! Из пятнадцатого века, из истории кастильской королевы Жуаны и Бельтрана. Ведь об этом столько говорили!
Прятки под юбками возымели свое действие – королева оказалась в положении. Обескураженный король не знал, как ему распорядиться этим знанием. Ведь ребенок-то точно не был его созданием! Тем не менее, девочка родилась в положенный срок. Ее называли принцессой, а за глаза – Бельтранехой. То есть, дочерью Бельтрана.
А потом королевство еще долго сотрясали волнения (и даже война за Кастильское наследство 1475-1479 годов). Потому что король не хотел признавать принцессу своей наследницей… Жуана пыталась отстаивать права своего ребенка, но ей никто не верил.
Королеву удалили от Двора. Она поселилась у епископа Фонсеки, где уже не приходилось прятаться. А потом она влюбилась в племянника прелата! Португальская родня поспешила откреститься от Жуаны – дескать, так поступать нельзя, нехорошо. Иными словами, Жуане дали понять, что назад ее никто не ждёт. Пришлось королеве поступить в монастырь, где она и умерла в возрасте тридцати шести лет.
Широкие юбки еще долго не выходили из моды. Иногда силуэт становился несколько иным – округлым. Потом в моду вошли почти прямоугольные плоские юбки, в которых было трудно пройти через дверной проем.
Затем юбки стали чуть уже и даже немного короче, позволяя увидеть кокетливую туфельку под ними. Ну а в конце восемнадцатого века платья приобрели принципиально простой крой, больше напоминая собой ночные рубашки, нежели наряды для выхода.
И, как это часто бывает, мода повторилась в девятнадцатом веке – пришла пора кринолинов. Тоже невероятно широких, пышных, под которыми было легко спрятаться. Но об этом я подробно еще как-нибудь расскажу.