Этот актер имел все возможности стать кинозвездой, но сыграв несколько ролей разного качества остался просто очень хорошим актером, о котором сегодня помнят лишь театралы и критики. Александр Збруев не сумел взлететь на самый вверх, упустил свой звездный билет и не сел в последний вагон славы. Почему?
Хулиган
Вообще в детстве мало кто верил, что из Саши выйдет толк. Збруев прогуливал школу, его оставляли на 2-й год дважды. Он был типичной шпаной с погонялом «Интеллигент». Дрался, не учился, с трудом закончил школу.
И не случайно — его отец, видный кремлевский чиновник, был расстрелян как враг народа, и высылка в Сибирь с мамой на 6 лет сказалась на характере мальчика.
Как вспоминал Збруев, когда повзрослев, он получил доступ к уголовному делу отца, то буквально рыдал над его страницами, читая как отец признался сначала в шпионаже под пытками, а потом отказался от них в суде, но все равно получил расстрел. Через 6 лет в Москву с матерью они вернулись, но уже в коммуналку, квартира была отдана другим.
В конце концов, дворянская кровь матери и ее связи в Москве сыграли роль вместе с его талантом, в Щукинское театральное училище Збруева приняли с первого раза. А Саша наконец повзрослел и перестал быть хулиганом.
Однобокие роли
В 1961 году его взяли работать в Ленком, а через год улыбнулась удача: молодой Збруев снялся в молодежном фильме «Мой младший брат», вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым, получил хорошие отзывы зрителей и критиков.
Но затем была роль сотрудника ОБХСС в фильме «Два билета на дневной сеанс», фильма проходного. Збруев покорил зрителей обаянием и харизмой, качествами, которыми обеспечат ему любовь советских женщин. И одновременно, равнодушие киноиндустрии.
Наверное, похоронным гвоздем звёздного кинобудущего актера Збруева станет как не странно, великолепный фильм «Большая перемена» 1973 года. Потому что сыграв в нем рубаху-парня Гришу Ганджу, к Александру Збруеву навечно прикрепится этот образ — смешного хулигана и героя-любовника.
Женщины станут видеть в Збруеве мужчину мечты, а режиссеры предлагать однобокие роли. Он от них отказывался, пытался меняться, играть серьезных, слабых, толстых. «Но стоило мне появиться перед публикой, перед режиссерами или педагогами, как все начинали широко улыбаться…», — грустно вспоминает актер.
Что-то упустил сам
Некоторые шансы Александр Збруев упустил сам. Например, отказался сниматься в главной роли в фильме Эльдара Рязанова, заявив режиссеру, что лучше взять Абдулова. Уступил роль Гамлета Янковскому в родном театре. Но режиссеры такого не забывают, и во второй раз уже не обращаются.
А помогая другим актерам, Збруев взамен ничего не получал. И как-то рассказал об этом: » У меня есть добрые приятели, коллеги. Но — не друзья. Актерская профессия особенная. Здесь постоянно возникает вопрос: «Почему он, а не я?»
Здесь нормой становятся ревность, тщеславие и зависть. Ждешь защиты, помощи, а получаешь… равнодушие. Мне кажется, сегодня люди уже и не ищут друзей».
Александр Збруев стал героем ролей второго плана. А потом, вообще устал от этой суеты. Актер скажет потом, что видел на пробах — он подходит лучше на роль того, кого утвердил кинорежиссер. Но не хотел работать локтями.
Уйдя из кино, Збруев блистал в Ленкоме и рядом с ним блистали Леонов, Абдулов, Караченцев, ставшие и мегазвездами кино. А театральные роли, которым Збруев отдавался без остатка, останутся в памяти лишь театралов.
«Вроде, и фильмы популярные, и зрителя зацепили. Но снимался-то я значительно больше. И среди картин нет такой, с которой бы ассоциировалось мое имя. Попросите назвать мои фильмы — дай бог, 1-2 вспомнят. Ну, не взлетел я высоко. И конечно, мог бы сделать больше…»