Призывала души из загробного мира и читала мысли людей: медиум Анна Ева Фэй – мировая звезда 100-летней давности

Ее постоянно разоблачали как мошенницу, но тысячи страждущих по всему миру все равно несли немалые деньги, чтобы попасть на «сеансы непостижимых экспериментов».

Загадочная американка покорила все европейские столицы, включая Санкт-Петербург. Потому что вместо унылых спиритических сеансов Анна Ева Фэй устраивала настоящие представления.

Так кем же она была – бесчестным фокусником, зарабатывающим на любопытстве и страданиях людей, или настоящим медиумом с экстрасенсорными способностями?

Уроженка крошечного городка в штате Огайо, дочь сапожника, настоящая «деревенщина» по американским меркам, 18-летняя Энн Хитман оказалась в 1869 г. в большом городе (Бостон), где вытянула свой счастливый билет – вышла замуж за Генри Мелвилла Фэя, немолодого, но довольно популярного иллюзиониста.

Он прославился не столько своими представлениями, а как «разоблачитель» трюков других фокусников.

Понимание технических особенностей фокусов подвигло мистера Фэя сделать свою молодую супругу новой звездой. Энн Элиза Хитман взяла творческий псевдоним Анна Ева Фэй и всего за несколько лет стала звездой Америки.

В голову Генри Фэя пришла гениальная идея совместить фокусы и ставший популярным во всем мире с середины XIX века спиритизм. Зрителям предложили магические трюки, которые «совершает» не натренированный фокусник, а вызванные им духи из потустороннего мира.

Вообще-то спиритизм, или точнее спиритуализм – это целое религиозно-философское учение, возникшее в США в 1848 году, за три года до рождения Анны Евы Фэй. Адепты этого учения, как правило, христиане разных конфессий, не только верили в вечную жизнь человеческой души, но и пытались наладить связь, общение между миром живых и миром умерших.

Проводниками в мир духов являлись медиумы – люди, обладающие паранормальными способностями. Говоря современным языком — экстрасенсы. Кто-то из них мог «вести диалог» с собеседниками с того света. Впрочем, подобное мало кого впечатляло, т.к. медиум сам задавал вопросы и сам отвечал, якобы от имени никому не слышимого духа.

Гораздо эффектней смотрелось, когда «проводник» впадал в транс и начинал говорить чужим голосом, либо писать на автомате от имени другого человека. Либо в комнате все начинали слышать непонятно откуда взявшиеся голоса из «загробного мира».

Еще супруги Фэй взяли на вооружение ментализм – практику «чтения мыслей» живых собеседников. Вообще-то менталисты известны с глубокой древности. Одни их считают настоящими волшебниками, другие шарлатанами, а третьи отличными психологами, способными предугадать помыслы других людей.

Анна Ева Фэй на сцене показывала разработанные мужем технически совершенные фокусы, вступала в контакт с духами и читала мысли случайных зрителей в зале. Посетитель, на которого указывала дама, писал фразу на листе бумаге и запечатывал его в конверте.

Менталистка эффектно всматривалась в лицо человека, а потом произносила загаданную фразу. Ведущий вскрывал конверт и весь зал видел, что, что миссис Фэй действительно знает потаенные мысли.

Такое невероятное сочетания иллюзиониста, медиума и менталиста сделало обычную американскую девушку мировой звездой конца XIX и начала XX вв.

Самый известный ее спиритический фокус – «Жанна-д’Арк», который она впервые показала в 1895 году, задолго до великого Гарри Гудини. Анну Еву сами зрители привязывали к столбу веревками, как французскую героиню перед сожжением.

Руки, ноги, туловище и шею обвязывали узлами, которые заливали сургучом. Самый почетный зритель, как правило, местный мэр или политик, точно не «подсадной», осматривал на сцене все узлы и печати и гарантировал залу, что все по-настоящему.

Затем привязанную иллюзионистку вместе со столбом помещали в обычный деревянный шкаф без крыши или короб, непроницаемый для зрительских глаз. Внутрь у ее ног клали различные музыкальные инструменты – скрипка, бубен, флейта и т.д.

Как только двери закрывались, Анна Ева Фэй призывала на помощь духов. Из деревянного короба поочередно начинали играть бубен, скрипка, флейта… Потом все инструменты сливались в единую какофония, которая неожиданно обрывалась, а инструменты вылетали из шкафа.

Помощники распахивали двери и изумленные зрители видели освобожденную от пут Анну Еву, притом, что все веревки на столбе и все сургучные печати на узлах оставались целыми.

Еще одна «коронка» американской иллюзионистки — телекинез и левитация. Она заставляла двигаться и парить в воздухе различные предметы на сцене, начиная от носового платка и заканчивая небольшим столиком. Приглашенные зрители беспомощно их ловили, а Анна Ева скромно объясняла, что предметы принуждают летать не она сама, а вызванные ею «духи».

Вот такая «битва экстрасенсов» столетней давности! При этом в отличие от современных «целителей» и «ясновидцев», которые вызывают разве что смех, американка явно обладала артистическими способностями.

Ее находчивостью и чувством юмора на сцене восхищались современники. А представления она давала не в каких-то там черных мантиях и обвешанная пластиковыми амулетами, а надевала изысканные вечерние платья и драгоценные украшения с настоящими бриллиантами.

В 1875 году Анна Ева Фэй покорила во время первых гастролей Лондон, а дальше стала частой гостьей в европейских столицах. В 1888 году она с триумфом выступила в Санкт-Петербурге. Концерты проходили с неизменным аншлагом, притом, что билеты достигали невероятных 5 рублей.

Это, между прочим, месячная зарплата служанки в господском доме, а квалифицированный рабочий на фабрике получал в месяц 25 руб.

Столичная пресса называла Анни Еву Фей (так у нас адаптировали имя) «спираткой» — явно намекая, что леди под видом медиума грабит простых обывателей. А еще российские репортеры были в шоке от американского маркетинга.

Заранее, 21 ноября, был объявлен «первый и единственный концерт» в России, по баснословным ценам, который посетили вся столичная элита. Затем срочно, по «просьбам трудящихся» организовали еще одно – «прощальное» представление, на котором также было не протолкнуться.

Ну а дальше «сеансы непостижимых экспериментов госпожи Анни Евы Фей» прошли сразу на нескольких петербургских сценах, иногда по два раза в день.

Отягощенная немалой добычей «спиратка» явно покинула холодную ноябрьскую Россию в прекрасном расположении духа.

Анна Ева Фэй закончила концертную деятельность в 1924 году в возрасте 73 лет. К тому времени дочь сапожника стала миллионершей – редкий случай для женщин того времени. Она являлась главной женщиной в мире сценической магии.

Но еще в самом расцвете карьеры американскую звезду обвиняли в обмане.

Ее фокусы, в том числе и «Жанну-д’Арк», разоблачали конкуренты-иллюзионисты. «Настоящие» медиумы не признавали ее дар общения с духами. А случайные зрители в залах, которых Анна Ева поднимала с кресел и угадывала их мысли, рассказывали журналистам, сколько им заплатили за роль «подсадной утки».

Ее первый муж, сделавший Анну звездой, Генри Мелвилл Фэй скончался в 1889 году. Второй супруг пережил жену на 5 лет. Единственный сын, Джон Фэй, пошел по стопам родителей, стал более-менее известным иллюзионистом.

Он женился на сценической ассистентке своей матери, которую звали Анна Норман, дал ей свою фамилию и устроил свое собственное «Шоу Анны Фэй» с женой в главной роли. Анна Ева Фэй разругалась с сыном, за то, что тот стал зарабатывать на ее имени, организуя дешевый плагиат.

А в 1908 году Джон Фэй выстрелил себе в сердце из пистолета. То ли случайно, когда чистил оружие, то ли наложил руки, не оставив записки.

Анна Ева Фэй ушла из жизни в 1927 году, в возрасте 76 лет. Она дружила с Гарри Гудини, которому открыла тайны многих своих фокусов. Ее имя сегодня никто не знает в нашей стране, но для профессиональных иллюзионистов она настоящая икона. Некоторые ее трюки не разгаданы до сих пор.

Оцените статью
Призывала души из загробного мира и читала мысли людей: медиум Анна Ева Фэй – мировая звезда 100-летней давности
«Коврик для любовницы»: как Любовь Орлова тонко отомстила своей сопернице