— Привет, Ириш!-махнула рукой Нина. — Ты бы со мной не здоровалась, Нин, у меня рука-то тяжелая: кого на самом деле любил Олег Ефремов

— Привет, Ириш!- махнула рукой Дорошина.

— Знаешь, Нин, ты бы со мной не здоровалась, у меня рука-то тяжелая,- произнесла в ответ Мазарук.

— Хорошо,- поцокала та каблучками по коридору.

Нина Дорошина была светлой страницей в личной жизни Олега Ефремова. Но семьи у них так и не сложилось…

Самые выдающиеся актеры страны называли Олега Ефремова своим учителем. Неуемный характер и его сумасшедшая энергетика чувствовалась в каждом движении, во всем, что он делает, и передавалась зрителям, друзьям, коллегам… Он всегда был убедителен! Будто не играл вовсе, а был самим собой…

Детство

Олег Ефремов родился в коммуналке на Арбате. Но первые годы жизни провёл рядом с воркутинскими лагерями, где в должности замначальника планово-финансового отдела ГУВЖД работал его отец, Николай Иванович.

Мать, Анна Дмитриевна, хлебосольная хозяйка и очень добрая женщина, занималась домашним хозяйством.

Когда Олежка подрос и завёл дружбу с заключенными, строившими в Воркуте железную дорогу, Ефремов-старший принял решение перевести семью в Москву. Мужчина отказался от работы на севере, испугавшись, что сын пойдет по кривой дорожке и станет профессиональным домушником.

Олег никогда даже и не думал связывать свою жизнь с лицедейством. Если не считать тот горький опыт с кукольным театром, который он организовал еще школьником. Где-то раздобыл ширму, уговорил местного художника расписать ее как декорацию, нашел в журнале и доработал текст детской пьесы и подготовил актеров из местной детворы.

Не постеснялся юный гений показать ее и на школьном вечере. Однако дальше этого дело не пошло. На одном из конкурсов спектакль с треском провалился. Зрителям он совсем не понравился, и они поспешили покинуть зрительный зал на глазах у изумленного режиссера.

— Я закрываю театр,- решительно объявил Ефремов своей «труппе» после провалившегося дебюта. — Но они обо мне еще услышат!

Спорить с ним тогда никто не стал. Все знали: проигрывать Ефремов не любит.

Начало пути

На актерское отделение школы-студии МХАТ Олег поступил сразу же после окончания войны. Чтобы шокировать приемную комиссию и быть замеченным, молодой человек налысо побрился.

Нескладный, худой как жердь, очень высокий, в костюме тройке с чужого плеча, он зачитывал перед комиссией стихотворение Пушкина. Педагоги сразу запомнили и отметили яркого юношу. А вот сам он до последнего не верил, что выдержал конкурс в пятьсот человек на место.

Молодой студент благоговейно относился ко МХАТу. Он без остатка отдавался учебе и вышел на его сцену еще студентом. А однажды вместе со своими сокурсниками-единомышленниками принес клятву верности театру и принципам Станиславского. Этой клятве он был верен всю жизнь.

Но после завершения обучения, к огромному удивлению Ефремова, руководство театра отказало от места лучшему студенту.

— Зачем нам два одинаковых актера, они ведь так похожи — Ефремов и Покровский. Я голосую за второго,- заявила прима театра Алла Тарасова.

Олег был просто оскорблен и записал тогда в своем дневнике, что непременно вернется сюда в качестве руководителя. Правда, совсем скоро его пригласили туда преподавать. Среди его учеников оказалось очень много одаренных студентов, составивших потом труппу «Современника».

«Современник»

Ефремов не погрузился в омут разочарования и обид, не опустил руки. В 1949 году он принял предложение поработать в Центральном детском театре (ЦДТ), где за короткий срок сыграл более двадцати ролей и стал любимцем публики.

Здесь же он дебютировал как постановщик. Работа молодого дарования над музыкальным спектаклем «Димка-невидимка» принесла ему популярность уже в качестве режиссера.

В 1956 году на базе МХАТа Ефремов создал и возглавил «Студию молодых актеров» в которую входили Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Олег Табаков и многие другие. Выпускники школы-студии во главе с молодым режиссером создали театр с принципиально новым репертуаром.

Ставили спектакли по пьесам современных драматургов на животрепещущие темы, волнующие их поколение. Эти постановки являлись отражением того времени, в котором они жили. На сцене протекала такая понятная и знакомая зрителям жизнь. И название молодого театра было говорящим — «Современник».

Сначала у коллектива не было ни своего помещения, ни реквизитов, ни декораций. Труппа работала на сценах других театров. Во МХАТе молодые, полные энтузиазма актеры представили свою первую постановку по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», ставшую для них триумфом.

Зрители аплодировали стоя, долго не хотели уходить и отпускать актеров со сцены.

Некоторое время «компашка»(так Ефремов называл труппу) кочевала по разным площадкам и только в 1961 году чиновники выделили им здание. И туда повалил народ. «Современник» стал самым модным театром Москвы.

А еще через восемь лет мхатовские актеры старшего поколения пригласили Ефремова возглавить МХАТ, который к тому времени находился в кризисе и терял популярность у публики. Сама министр культуры Екатерина Фурцева поддержала инициативу ветеранов сцены и одобрила это назначение.

Предсказание Олега сбылось — он возвращался туда, где его когда-то отвергнули! Это решение далось ему тяжело. Коллектив «Современника» был шокирован поступком учителя, называя за глаза предателем. Хотя Ефремов надеялся, что за ним пойдут его лучшие ученики.

Однако сделали это немногие. Всего пять человек. Позже к ним присоединились Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков с Анастасией Вознесенской, Татьяна Лаврова, Анастасия Вертинская и Петр Щербаков.

МХАТ

Отказ бывших единомышленников ранил Ефремова, но отступать было не в его правилах. Поднимать МХАТ пришлось почти с нуля. В наследство новому руководителю осталась огромная разношерстная труппа, скучный репертуар и устаревшее оборудование.

Все свои силы мэтр бросил на возрождение некогда прославленного театра. Пригласил в свой коллектив молодые таланты. Ему удалось уговорить перейти сюда Иннокентия Смоктуновского, Александра Калягина и Татьяну Доронину.

Обновил классический репертуар новыми идеями, как и ранее в «Современнике». Одновременно с этим поставил пьесы полузапрещенных авторов и режиссеров — Виктора Розова, Александра Гельмана и Романа Виктюка.

МХАТ снова вызвал интерес зрителей. Но за решением одной проблемы пришла другая…

Слишком большая труппа привела к тому, что многие одаренные артисты оставались без ролей и сидели без дела. В коллективе назревало недовольство, далеко не все поддерживали политику руководителя. Один за одним труппу начали покидать профессионалы.

А в 1987 году театр раскололся: одна половина досталась Ефремову, другая отошла Дорониной. При этом пострадал и репертуар. Найти хороших современных драматургов Олег Николаевич не смог, и тогда он сделал упор на классические произведения: «Вишневый сад», «Чайка» и «Борис Годунов».

Спустя несколько лет после раздела МХАТа Ефремов остался фактически в одиночестве. Друзья и единомышленники один за другим уходили из театра или умирали. Сначала скончался Евстигнеев, потом не стало Смоктуновского. Но самым страшным ударом для него стала трагическая гибель любимицы Елены Майоровой.

Олег Ефремов полюбился зрителям не только как гениальный режиссер и театральный деятель. Он оставил заметный след и в кинематографе. Его карьера в кино началась в 1955 году, когда молодого фактурного актера пригласили сразу на главную роль в картину «Первый эшелон».

После этого на него обратили внимание кинорежиссеры. Правда, поначалу чуть было не попал в амплуа партийных деятелей и секретарей райкомов. Но быстро доказал, что может воплотить любой образ.

Многие фильмы, в которых он снимался, навсегда вошли в золотой фонд советского кино: «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Война и мир», «Айболит 66», «Гори, гори, моя звезда», «Бег». Всего более 120 работ.

Лилия

Деятельный и энергичный, необыкновенно обаятельный Олег Ефремов привлекал к себе пристальное внимание женского пола. В него были влюблены почти все актрисы, с которыми он работал. Он оказывал на них какое-то гипнотическое действие.

У него были и короткие романы. И такие, которые перерастали в теплую нежную дружбу на долгие годы. С кем-то он создавал семью, с кем-то расставался по хорошему, с кем-то не очень.

Первой женой нашего героя стала студентка 3-го курса студии МХАТа Лилия Толмачева. Влюбленные поженились и поселились в небольшой коммуналке с родителями мужа. А еще спустя полгода брак распался. Лиля устала терпеть пьянство Ефремова. Хотя сам он поначалу разводиться не хотел:

— Буду всем говорить, что я тебя сам бросил,- обиженно заявил он Лилии.

Как бы там ни было, расставались они друзьями. Более того, у бывших супругов получился плодотворный творческий союз в дальнейшем. Даже после развода Толмачева нередко занимала ведущие роли в «Современнике».

Ирина

А вот с выпускницей сценарного факультета ВГИКа и дочерью известно­го лётчика Ириной Мазурук, которая родила артисту дочь, такого понимания не случилось. Брак не был зарегистрирован. Да и ребенка Ефремов поначалу не хотел, даже просил возлюбленную избавиться от беременности.

Отношения Олега и Ирины изначально были обречены. Ему было не до пеленок-распашонок — «Современник» делал первые шаги. Она, родив дочь Настю, пустилась во все тяжкие. Изменяла мужу, даже не скрывая.

— Однажды мама изложила свои приключения в личном письме и случайно забыла исписанные листы на кровати, а отец нашел. Не думаю, что ему это было приятно…,- рассказывала позже дочь Ефремова Анастасия.

Малышке исполнилось три года, когда Олег сообщил Ирине, что уходит. И тогда женщина попыталась покончить с собой. Но вернуть этим любимого не смогла. Мазарук скончалась в 49 лет от онкологического заболевания, но хоронить ее Ефремов не пришел.

Алла

Третьей женой Олега Николаевича вновь стала актриса. Они поженились в 1962 году, а через год у них родился сын МишаАлла Покровская очень любила мужа и долго терпела его сложный характер и лав-стори на стороне.

Умом Алла понимала, что супруг не может посвятить жизнь только одной женщине. Он вообще не мог ее посвятить никакой женщине. Ефремов был «женат» на сцене. И изменять ей был не готов. Как бы Покровская не старалась.

— Я ему не мешала, — говорила о том периоде жизни актриса.

После восьми лет совместной жизни Ефремов ушел и от нее. Но добрые отношения поддерживал всю жизнь. После Покровской он больше не женился. Но женщины рядом с ним были всегда.

… И другие…

Роман Олега с утонченной и холодной Анастасией Вертинской длился почти двадцать лет. Но когда актриса захотела быть его женой, он был несвободен. А когда он позвал ее замуж, та отказалась.

— Я его обожала. Ему не надо было, чтобы я готовила супы — всегда находилось, что и где поесть,- говорила Вертинская позже.

Ефремову приписывали романы с Татьяной Дорониной и Ириной Мирошниченко. Говорили даже, что сама Екатерина Фурцева млела при его виде. Хотела стать музой артиста и красавица Людмила Максакова. Три года длился их роман, и Олег делал ей предложение, но по какой-то причине этого не произошло.

Жить с пьющим гением ой как не просто… Да и жена, которая растворилась бы в нем до конца, ему была не нужна. «Одинокий волк при любой женщине» говорили о нем коллеги. А другие уверяли, что в душе он мечтал о традиционном семейном очаге.

На съемках фильма «Мама вышла замуж» у Ефремова закрутилась любовь с Люсьеной Овчинниковой. К слову, актер вообще любил «узнать актрису хорошенько» перед тем, как с нею играть любовь в кино.

О том, что Люсьена изменяет, узнал муж актрисы Валентин Козлов и примчался в Ленинград выяснять отношения с ее любовником. На этом история не закончилась. Если Ефремов что-то решил, никто ему не мог помешать.

Пока шли съемки, он продолжал встречаться с Овчинниковой. Но как только подошли к концу, сошли на нет и все их любовные отношения.

Нина

Пожалуй, самый загадочный роман случился у артиста с Ниной Дорошиной. Они познакомились в 1955-м году на съемках дебютного фильма «Первый эшелон», испытав друг к другу сильнейшие чувства.

И вскоре стали близки. Причем во всех возможных смыслах. Встречались, расставались. Бесконечно обсуждали театр, спорили.

Казалось, они созданы друг для друга. Но в ЗАГС он ее не звал, а она и не намекала. А когда узнала, что Покровская ждёт от Ефремова ребёнка, выскочила замуж за Олега Даля, который давно по ней сходил с ума.

На свадьбе не обошлось без скандала. Олег Николаевич заявился на торжество без приглашения, усадил невесту на колени, а потом и вовсе с ней скрылся. Даль и Дорошина быстро развелись. А наш герой по-прежнему был увлечен театром…

Говорят, что за несколько дней до смерти Ефремов попросил дочь привести к нему Нину Дорошину. Узнав, что та на гастролях, признался, что всю жизнь ее любил.

Жизнь на износ, проблемы в театре, постоянная занятость на сцене и в кино привели Олега Николаевича к проблемам со здоровьем в дыхательной системе. Под конец Ефремов уже не мог обходиться без кислородных препаратов, но при этом продолжал работать до последнего.

24 мая 2000 года великий режиссер, актер и руководитель театра Олег Николаевич Ефремов ушел из жизни. Его похоронили рядом с могилой Константина Станиславского.

Оцените статью
— Привет, Ириш!-махнула рукой Нина. — Ты бы со мной не здоровалась, Нин, у меня рука-то тяжелая: кого на самом деле любил Олег Ефремов
Звёздочка моя ясная. История стюардессы Нади Курченко, погибшей за месяц до свадьбы