— Молва говорит, что ночью ты пропадаешь не в библиотеке, а в спальне другого мужчины! Что за беспредел? Так ты решила воспользоваться моими деньгами, так ты осталась верна своей клятве любви и верности? — внезапно ворвался в комнату Луизы разъяренный муж.
Девушка задрожала. Она была обескуражена!
— Твое поведение лишний раз доказывает, что это были не просто сплетни! — рявкнул муж, хлопнув дверью.
Бедная Луиза, она ведь просто растерялась. Её дорогой супруг вошел в комнату в неподходящий момент. Она придумывала новый стих.
Её дата рождения в разных источниках разнится с 1522 по 1527 год. Отец Луизы, Пьер Шарли, был веревочным мастером в Лионе, хотя и его биография подвергается сомнению. По некой причине он решил взять себе новую фамилию — Лабе.
Анри де Кок в книге «жизнеописания прославленных куртизанок» предположил, что фамилия взялась от l’аbbe (аббат), вызванная внешним сходством с аббатом. Луиза, последовав примеру отца, в дальнейшем взяла его псевдоним.
В юном возрасте Луиза вышла замуж за друга отца, Эннемона Перена. Тот баловал и растил Луизу, словно родную дочь! У него не было жены и детей, зато было огромное состояние, хотя по другим сведениям, он не был богат.
Тогда появляется логичный вопрос: зачем молодой и красивой девушке выходить замуж за взрослого и бедного торговца? Всё же, по-моему мнению, Эннемон обладал каким-никаким финансовым состоянием, иначе Луиза не могла бы позволить себе вести такую свободную жизнь, о которой рассказано ниже.
Луиза проводила свободное время в мастерских Эннемона, который тоже являлся торговцем веревками. Возможно, отец Луизы даже работал на Эннемона или же был его коллегой. Как бы то ни было, но Эннемон ни в чем не отказывал Луизе.
Ещё до брака он оплатил ей учителей, научивших её латыни, греческому, итальянскому и испанскому языкам. Хотя по другой версии именно отец позаботился об образовании своей дочери. Луиза была прилежной ученицей. Для своего времени Луиза считалась прогрессивной и чрезвычайно образованной женщиной.
Неудивительно, что, став девушкой, готовой к браку, Эннемон решил не упустить такую возможность жениться на той, которую, фактически, сам и взрастил. Ведь помимо ума и таланта, Луиза прослыла настоящей красавицей Лиона, за что и получила прозвище «Прекрасная канатчица».
У неё были белоснежные зубки, небольшие алые губы, аккуратный подбородок и греческий нос. Её миндалевидные светлые глаза излучали тепло и любопытство, а по плечам волнами ниспадали светло-рыжие волосы.
Выйдя замуж, дом Луизы стал местом сбора богемы и интеллигенции в Лионе. Муж позволил ей вести свободный образ жизни. Конечно, в эту свободу не входили внебрачные связи, а лишь её род деятельности и встречи с людьми из её круга.
Она писала стихи, поэмы и элегии, дошедшие и до наших дней. Для Луизы перо было смыслом её жизни. Поэтому, безусловно, она по праву заняла место самой значимой поэтессы XVI века.
Но для женщины её эпохи Луиза имела слишком свободолюбивый нрав. Её подробный разбор анатомии мужчин и поэмы о любви вызвали в обществе пересуды. Её творчество часто переходило грани приличия. Разве воспитанная девушка может так пламенно писать о любви? Кто же она: поэтесса или куртизанка?
Когда Амур, непобедимый бог,
Мне сердце пламенем своим зажег,
Безумье, небывалое дотоле,
Будя в крови, в кости, в уме и воле,
Тогда еще излить я не умела
Мучений тяжких моего удела;
Еще от Феба был на то запрет,
Чтоб я пытала силы как поэт.
Но вот он горней яростью своею
Меня настиг, и, одержима ею,
Должна я петь не рокот величавый
Громов Юпитера, не бой кровавый,
Где Марс жестокой тешится игрой:
Он дал мне лиру, чей напев былой
Рожден любовью на брегу Лесбосском,
А стал моих страданий отголоском…
Небольшой отрывок в переводе; Серия «Литературные памятники» М., «Наука», 1988. Элегии и стихи Луизы можно найти онлайн в переводе, всем советую.
Действительно, ходили слухи, что Луиза была влюблена ещё до свадьбы в одного дворянина, и эта первая несчастная любовь отразилась в ее произведении. Тут стоит снова отметить, что несмотря на яркий отпечаток Луизы в истории, о её биографии известно мало.
В 1555 году 662 стиха было опубликовано в её сборнике. Она яро отстаивала права женщин, боролась за их образование и права. Но слухи опережали её хорошую репутации. В народе говорили, что приходящие домой гости, это её фавориты, что её стихи — чья-то выдумка, что она не писательница, а лишь «Прекрасная канатчица».
В XIX веке впервые появились предположение, что Луиза на самом деле «искусственный персонаж», якобы за неё писали стихи сообщество лионских поэтов. В 2005 году эту теорию поддержал профессор, высказав своё мнение женевскому издательству.
Несмотря на злые языки и сплетни, Луиза продолжала своё творчество. Помимо этого, в свободное время, она любила охотиться, овладела всеми видами оружия, одевалась как мужчина, чтобы ездить на лошади и участвовала в рыцарских турнирах.
Судьба не отмерила Луизе долгой жизни. Она умерла 25 апреля 1566 года, но она по-прежнему считается одним из величайших и загадочных авторов XVI века. Что касается слухов о её любовных внебрачных связях — этот вопрос так и остался открытым. Никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть эти слухи о «Прекрасной канатчице».