Попала в психушку и погибла от рук родного сына: горькая судьба красавицы-актрисы Александры Завьяловой

Когда-то она была одной из первых красавиц советского кино, звездой 60-х годов. Всегда играла сильных героинь с волевым характером. Однако на советском небосклоне сияла очень недолго. Роман с американским бизнесменом разрушил ее кинокарьеру.

Актриса угодила в психиатрическую лечебницу, у нее забрали детей. Свой век она доживала в забвении, а накануне 80-летия погибла от рук собственного сына.

Будущая кинозвезда родилась в селе Тамбовской области в обычной крестьянской семье. Но уже с детства проявляла свою творческую натуру – участвовала в школьных спектаклях, обожала читать стихи. Получив аттестат, Александра подалась в Ленинград и там поступила в театральный институт.

После окончания вуза попала по распределению в Брестский драматический театр и одно время выступала на театральной сцене.

Понятно, что такая видная девушка как Завьялова не могла довольствоваться одним лишь театром. Молодая актриса рассылала свои фото киностудиям. И однажды ее заметили. Режиссер Александр Зархи увидел в черноволосой красавице героиню своей будущей драмы «Люди на мосту».

Александра прилетела на пробы в Красноярск и с ходу попала в образ своенравной девушки Лены. Драматург Сергей Антонов позже вспоминал, что героиня Завьяловой вышла гораздо живее, чем была прописана в сценарии.

Именно Антонов ввел Завьялову в круг советской творческой элиты. Познакомил с Аркадием Райкиным, Юлианом Семеновым и другими мэтрами. После громкого дебюта предложения от режиссеров последовали одно за другим. В итоге в Брест Завьялова уже не вернулась и театру предпочла кинокарьеру.

«Песня о Кольцове», «Алешкина любовь», «Хлеб и розы», «Фро», «Сергей Лазо» – все 60-е годы актриса была нарасхват. Последней ее работой в советском кино стала роль Серафимы Клычковой (она же Пистимея Морозова) в телеэпопее «Тени исчезают в полдень» в 1971 году. По мнению многих, эта роль стала лучшей в карьере актрисы.

А потом Завьялова попала под негласный запрет. Режиссеры перестали снимать ее в главных ролях. В лучшем случае предлагали поучаствовать в эпизодах. Александра же от таких предложений отказывалась. И оказалась в забвении на долгие двадцать лет, потеряв за это время всю свою молодость и красоту.

Про актрису вспомнили лишь в начале 90-х годов – Завьялова сыграла в остросюжетном сериале «Белые одежды» да в малоизвестной украинской драме «Рожденные свыше». Эти фильмы стали последним появлением Александры Семеновны на экране.

Негласный запрет на съемки Завьяловой в советские годы имел свои причины. Сыграли роль и политика, и строгие законы того времени, и… банальная человеческая зависть. Еще в студенчестве Саша познакомилась с молодым художником Дмитрием Бучкиным.

Тот учился в художественном училище, и Завьялова часто приходила туда на культурно-массовые мероприятия.

В 1963 году молодые люди поженились. Родилась дочь Таня. Но семейная жизнь не складывалась. Пара вместе с маленьким ребенком жила у родителей Дмитрия. Молодую невестку те приняли в штыки.

Им хотелось, чтобы невестка стала домовитой хозяйкой, заботилась об их сыне и внучке, обустраивала семейный быт. Для Завьяловой же на первом месте была карьера. Ее постоянное отсутствие порядком раздражали Бучкиных-старших. Да и сам Дмитрий, бывало, ревновал знаменитую супругу.

Обстановка в семье накалилась до того, что Александра поставила мужу ультиматум: либо начинаем жить отдельно, либо развод. А жертвовать профессией ради семьи она не стала. Супруг выбрал второе. Однако такая красавица как Завьялова недолго оставалась одна. В ее жизни появился режиссер Резо Эсадзе.

Рабочие отношения быстро перешли в бурный роман. Но и он был недолгим. Эсадзе был слишком ревнивым и деспотичным мужчиной. Запрещал актрисе сниматься у других режиссеров. Например, в фильме «Вий» панночку должна была сыграть именно Завьялова.

Актрису утвердили без кинопроб, и она уже снялась в половине сцен. Но потом ее заменили Натальей Варлей. По одной версии, Завьялова сама отказалась от съемок из-за болезни. Согласно другой, заменить актрису приказал тогдашний директор Мосфильма Иван Пырьев.

*

Во второй половине 60-х годов во время перелета из Москвы в Одессу Александра познакомилась с совладельцем крупной судоходной компании из США. Между 50-летним американским бизнесменом и молодой актрисой вспыхнул роман. Но реальность быстро опустила их с небес на землю. Отношения тут же стали известны компетентным товарищам на Лубянке.

Влюбленные успели провести в Одессе две недели. А потом американца заподозрили в шпионаже и выслали из страны. А актриса в глазах спецслужб стала неблагонадежной. Киностудиям настоятельно рекомендовали не брать ее на главные роли.

Завьялова давно уже мозолила глаза спецслужбам и не давала покоя коллегам. Еще в 1961 году артистку снял американский фотограф Филипп Халсман для журнала «Лайф». А на кинопробах в драму «Алешкина любовь» начинающая актриса обошла таких звезд как Людмила Гурченко и Изольда Извицкая. Фильм с Леонидом Быковым прославил ее на всю страну.

Во время Московского международного кинофестиваля Завьялову единственную из советских актрис пригласили на званый дипломатический ужин в американское посольство. Более того, по поручению руководства фестиваля Александра принимала у себя дома делегацию из Италии.

В общении с иностранцами она не видела ничего плохого. Однако долго так продолжаться не могло. Роман с американцем для советских начальников стал последней каплей.

Оставшись не у дел Завьялова закрылась от внешнего мира, погрузилась в депрессию. У нее случился нервный срыв, и она впервые угодила в психиатрическую лечебницу. Дочь Татьяну забрал к себе на воспитание бывший муж Дмитрий. Когда Александра вернулась домой, то оказалась совсем одна.

Через год она родила сына Петю. Отец мальчика впоследствии так и остался неизвестен. Близкие говорили, что это был «человек с ее малой родины».

А потом бывшая актриса попала в лечебницу снова. Со звездной карьерой было покончено навсегда. По иронии судьбы, единственным кто поддержал Завьялову в трудную минуту, был ее бывший супруг. Дмитрий усыновил малыша, дал ему свою фамилию и относился как к родному сыну.

Из стен лечебного учреждения бывшая звезда экрана вышла уже другим человеком. А в 90-е годы угодила в лечебницу в третий раз…

Дочь Татьяна стала художником-дизайнером – сказались отцовские гены. Сын Завьяловой Петр рос очень замкнутым, нелюдимым человеком. Еще подростком он пристрастился к алкоголю, связался с дурной компанией. Мать как могла воспитывала сына.

Жалела его, чувствуя перед ним свою вину. После армии Петр выучился на повара. Но с работой все никак не складывалось. За пьянство и дурное поведение его отовсюду выгоняли.

Брату пыталась помочь сестра Татьяна. Устроила его в киношколу, где он учился на звукорежиссера. Пыталась вылечить от пагубного пристрастия, находила ему лучших врачей. Но учебу он вскоре забросил и снова принялся за свое. Отбирал у матери пенсию, устраивал у нее дома пьянки.

Мать так и не смогла избавиться от чувства вины и все ему прощала. А Петр на всю жизнь затаил на родительницу обиду. В итоге это привело к роковой развязке. В феврале 2016 года в кругу семьи Завьялова собиралась скромно отметить свое 80-летие.

Уже заказала дочери подарки. Но буквально накануне произошла бытовая ссора с сыном. На следующий день женщину нашли заколотой в собственной квартире. А рядом – мертвецки пьяного сына, который ничего не помнил. Парень дал признательные показания и получил восемь лет колонии строгого режима.

Татьяна продолжает помогать сводному брату, несмотря ни на что. Она воспитала двух детей – Дмитрия и Дарину. Сын Дмитрий давно обзавелся собственной семьей, воспитывает дочь. Девочку назвали Анной. Как знать, быть может правнучка тоже когда-нибудь станет актрисой. Как и ее знаменитая прабабушка, заплатившая за свой успех такую страшную цену.

Оцените статью
Попала в психушку и погибла от рук родного сына: горькая судьба красавицы-актрисы Александры Завьяловой
О романе жены и собственного сына Потоцкий узнал последним: взлеты и падения авантюристки Софьи Витт