Взявши за волосы, не смотря на её царский статус, Марию волоком отвезли в монастырь. Всю дорогу она плакала и причитала. Но летом 1610 года всё было решено. Брали её во дворец как первую красавицу и будущую мать наследников. Однако судьба этой молодой женщины привела её в монастырь. Недолгое возвышение Марии Буйносовой-Ростовской закончилось бесславно.
Василий IV Шуйский взошёл на русский престол после Московского восстания, свергнувшего самозванца Лжедмитрия. Он прекрасно знал, что трон под ним шаток, что он непопулярен, а ещё у государя не было сыновей. Когда-то Василий был женат, однако его супруга скончалась бездетной…
Так что правитель, которому перевалило за пятьдесят, остро нуждался в молодой и плодовитой жене. Царю требовались наследники, способные утвердиться на русском престоле!
Смотра невест — когда государь выбирал самую лучшую из сотен претенденток — устраивать не стали. Василий Шуйский спешил. Да и к чему утомлять себя лишними размышлениями, если ему давно приглянулась пятнадцатилетняя красавица княжна Буйносова-Ростовская?
Девушку звали Екатериной, однако это имя посчитали недостаточно царским (как потом рассмеются императрицы Екатерина I и Екатерина II). Так что молодую особу срочно переименовали — была Екатериной, а стала Марией. Все происходило сумбурно: 6 января 1607 года княжну официально объявили будущей государевой женой. А одиннадцать дней спустя состоялось венчание.
Нежная молодая царица приковывала к себе восхищённые взгляды. Что и говорить, любили русские государи выбирать себе жен из числа самых ярких девушек! Три дня праздновали в Москве царскую свадьбу: по торжественному случаю ближние бояре получили дары, да разные должности.
Но многие считали, что пир не ко времени – время было смутное, на Руси хозяйничали иностранцы, и надобно было не радоваться юной супруге, а ехать с мечом поражать противников…
«Царем Василием мало кто был доволен, — писал историк Ключевский, — главными причинами недовольства были некорректный путь к престолу… и его зависимость от кружка бояр, его избравших».
Судьба была к царю немилосердна — вскоре появился новый самозванец, поляки грабили русские земли, и, чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, Василий попросил помощи у шведов. Разумеется, не за бесплатно.
А обожаемая им прекрасная царица Мария, абсолютно здоровая внешне, родила двух дочерей, Анастасию да Анну, но одна из девочек умерла во младенчестве, а вторую сразу посчитали слабенькой. Царь Василий хмурился. Его надежды основать новую династию не оправдывались.
А меж тем обстановка накалялась. Государю требовалось войско, а платить ему было нечем. Тогда-то Мария и предложила выход – надобно продать царские украшения да имущество из дворца. Зачем им роскошь, если они едва держатся на троне?
О значимости драгоценных одежд, которые носили еще при Иване Грозном, никто не думал. Важнее было, что эти мантии и шапочки были усыпаны огромными ценными камнями. С помощью трех своих самых близких подруг — Прасковьи Колычевой, Анны Урусовой и Соломонии Бахтеяровой, царица спарывала сапфиры и рубины, алмазы и жемчуг. Все находки записывались и учитывались:
«Ожерелье брали жемчужное женское, пуговицы серебряные, серьги на серебре и с яхонтиками, четыре перстня с жемчужными вставками, телогрею из алой тафты, с золотым кружевом и тринадцатью пуговицами серебряными».
С помощью наследия Рюриковичей и царя Бориса Годунова (его одежда тоже пошла в расход) удалось выручить семнадцать тысяч рублей. Сумма была большой по тем временам. Но царица Мария искренне верила, что помогает мужу. И ошибалась. Летом 1610 года произошёл новый переворот. Василий Шуйский был свергнут, и 17-го июля ему вместе с женой пришлось переехать в свое прежнее жилище, оставив дворец.
Бояре, которые устроили этот заговор, сразу решили, что оставлять Шуйского «в миру» ни в коем случае нельзя. А вдруг соберет силы и сможет вернуть себе престол?
— Дорога тебе в монастырь, — сурово заявили сверженному царю.
Шуйский пытался возражать. Но его привезли против воли в Чудов монастырь, и провели обряд, невзирая на сопротивление государя. Под руки его держали князь Засекин и дворянин Ляпунов. А ведь государь незадолго до бунта осыпал Ляпунова милостями и золотом!
А на вопрос священника, принимает ли Василий постриг, за Шуйского отвечал князь Туренин. Отныне у Василия IV было ни малейшего шанса вернуться в Москву. Его царствование окончилось.
Когда пришли к царице Марии, она заметалась, как птица, по горнице. Выставила руки вперед, запричитала. Умоляла дать ей возможность остаться с дочерью, спрашивала, где ее любимый муж… А когда поняла, что ее постригут в монахини, попыталась убежать. Но приказ был суров, и нарушать его никто не собирался – схватили красавицу и волоком потащили к повозке.
«На постригание ответу не даяше», — говорится в «Сказании Авраамия Палицына». Мария, как и Василий Шуйский, молчала, когда ее спрашивали о намерении принять постриг. Это нарушало все правила, ведь желание должно было исходить от самой женщины! Но никто Марию не слушал… В стенах обители получила она новое имя – инокиня Елена. Третье за такой короткий срок!
Мария оказалась в Иоанно-Предтеченском монастыре. С дочерью ее поначалу разлучили, и куда подевалась маленькая царевна Анастасия – точно неизвестно. А после началось разбирательство – куда пропали царские ценности?
Шуйского и его жену объявили растратчиками, вызывали их на допрос, где Мария, не дрогнув, говорила – всё делала для спасения мужа и трона, а не ради личного богатства. Выкручивались, как могли. Да разве в такой тяжелой ситуации камешки что-то значат?
В ответ на это личное имущество Марии велено было конфисковать. Возмущенная молодая женщина повторяла, что тратила деньги на оплату труда стольников и военных, но обвинение уже было готово.
Царя Василия Шуйского выдали полякам, где его сразу отправили в Гостынинский замок, под строгий надзор. Там бывший государь и скончался 12 сентября 1612 года. Его супруга, Мария, сменила московскую обитель на суздальскую – уверяли, что там к ней присоединилась и дочь, позже умершая в тех же стенах.
Оплакивая свою горькую участь, в Суздале, царица умерла в 1626-м году, успев увидеть воцарение новой династии Романовых. Считается, что за свой насильный постриг и бесславную судьбу, Мария прокляла род новых правителей.