Солнечным майским днем 1941 года на Мосфильме состоялся просмотр новой музыкальной комедии режиссера Юдина “Сердца четырех”. Через несколько дней на заседании секретариата ЦК партии большевиков была решена судьба дебютного фильма молодой артистки Людмилы Целиковской.
“Кинофильм “Сердца четырех” неправильно отображает советскую действительность, изображая жизнь советских людей как праздное, легкомысленное времяпрепровождение. А потому кинофильм “Сердца четырех” к выходу на экраны запретить».
Так начиналась карьера в кино Людмилы Целиковской — одной из самых любимых актрис 40-х, 50-х годов, легенды советского кинематографа. Очаровательной, легкой, музыкальной артистки.
Фильм “Сердца четырех” все таки выпустили на экраны за несколько месяцев до окончания войны, когда ее исход был предрешен.
И все же Целиковская стала одной из самых любимых актрис военного времени.
Съемки последних эпизодов фильма “Антон Иванович сердится” были назначены на раннее июньское утро 1941 года.
Когда в 12 часов по радио объявили о начале войны, молодая Целиковская разрыдалась: “А может это неправда. Может это ошибка?”
Это была правда. Юную актрису успокоили с трудом, но с тех пор плачущей ее видели только в кино.
Послевоенные девушки не только выщипывали брови как у Целиковской, но и носили платья в клеточку, рукав “фонарик” и прическу “Люсенька”.
«Антон Иванович сердится” вышел на экраны в конце 1941 года. На этот раз чиновники от кино решили правильно: пусть солдаты посмотрят на жизнь, за которую стоит воевать.
Целиковская стала любимой и популярной очень рано. К 26 годам она снялась в шести фильмах и была замужем уже в третий раз. Первые два брака были неудачными.
Михаил Жаров, популярнейший артист своего времени стал ее третьим мужем. Они познакомились в 1943 году в Алма-Ате, куда была эвакуирована студия Мосфильма, на съемках “Воздушного извозчика”. Позже именно Жаров уговорил Сергея Эйзенштейна попробовать Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме “Иван Грозный”.
“Целиковскую не надо хвалить, ее надо снимать”, — сказал Эйзенштейн после съемок фильма.
Вся съемочная группа получила Сталинские премии.
Кроме Целиковской.
“Таких цариц не бывает”, — сказал главный зритель страны после просмотра.
Артистка недолго горевала от нелюбви вождя, потому что на экраны наконец вышел фильм “Сердца четырех”, а зрительская любовь накрыла ее с головой.
Однажды в Ленинграде ей пришлось спускаться по балкону, чтобы уйти от многочисленной толпы возбужденных поклонников. В те годы, когда она играла в театре, на улице дежурила конная милиция. Так она была популярна.
Отношения с театром Вахтангова у актрисы были долгими и непростыми. Она проработала в этом театре 50 с лишним лет. В труппу ее приняли когда она была студенткой второго курса театрального училища. В 1943 году уволили из-за того, что стала слишком много сниматься в кино.
Ее вернули только после письма Эйзенштейна, и она проработала в этом театре до конца своих дней.
После высокой классики Ивана Грозного Целиковская снялась в главной роли в фильме “Беспокойное хозяйство”. Жаров сыграл второстепенную роль и был режиссером картины. Это была последняя совместная работа Жарова и Целиковской в кино.
И это была первая и единственная встреча на киноэкране с Юрием Любимовым. Пройдет больше десяти лет и они станут одной из самых известных и ярких пар художественной жизни Москвы 60-х, 70-х годов.
После пяти лет брака Целиковская оставила Жарова. О причине их расставания не судачил только ленивый. Жаров тяжело переживал развод, попал в больницу.
А Целиковская к тому времени уже встретилась с человеком, в которого не влюбиться было просто невозможно.
Каро Алабян был автором проектов Ленинградского проспекта, Театра Советской Армии, морского вокзала в Сочи, много лет возглавлял Союз архитекторов, был депутатом Верховного Совета и заядлым театралом.
Свободный Алабян увлекся молодой актрисой, которая уже ни один раз была замужем, что очень не понравилось его окружению. Они даже написали письмо Анастасу Микояну, что у Алабяна не все в порядке и он женится на легкомысленной актрисе.
Но мнение доброжелателей не остановило молодую артистку и немолодого архитектора. В 1948 году они поженились. В 1949 году родился единственный сын Людмилы Целиковской Саша.
Вскоре после этого счастливого события Берия начал травлю Алабяна. Его лишили всех постов и званий. От ареста спас друг — партийный и государственный деятель высокого ранга Анастас Микоян.
Он срочно отправил его в Армению. Жена и маленький сын остались в Москве практически без средств к существованию. Через год после отъезда Алабяна Саша заболел, как говорили врачи, неизлечимой болезнью.
И его мать забыла, что она актриса. Лечила сына и победила болезнь.
Сегодня можно только гадать: болезнь ли сына, опала мужа, усталость от ролей легкомысленных девушек стали причиной, что почти за 10 лет она сыграла лишь в двух фильмах.
Фильм “Попрыгунья” режиссера Самсонова в 1955 году завоевал Серебряного льва и приз кинокритиков на Международном фестивале в Венеции.
Это было серьезное международное признание Советского кино и серьезная творческая победа исполнительницы главной роли Целиковской.
Свою следующую заметную роль в кино она сыграет только спустя 25 лет.
За это время в жизни актрисы много всего случилось. Умер Сталин и ее муж Каро Алабян вернулся в Москву. Но счастье было недолгим.
В 1959 году, когда их сыну было 10 лет, Каро умер от рака легких.
“Жизнь еще будет счастливой” — когда-то этими словами закончился фильм “Попрыгунья”.
Театр стал единственной творческой площадкой для актрисы.
Однажды подруга Людмилы Надежда Якунина спросила маму Людмилы:
-Екатерина Лукинична, почему все мужчины так сильно Люсю любили?
-Наденька, понимаешь, все дело в том, что с Люськой было хорошо просыпаться. Она просыпалась и радовалась жизни. Она просыпалась и пела.
После первой встречи Любимова и Целиковской прошло 20 лет.
Юрий Любимов, режиссер-новатор, был знаковой фигурой театральной жизни 60-х, 70-х годов. А когда был никому не известным педагогом Щукинского училища, поставил со своими студентами спектакль “Добрый человек из Сезуана”. Людмила Целиковская собрала на студенческую премьеру всю интеллектуальную и властную элиту Москвы.
Успех был грандиозный. Так начинался Театр на Таганке. Об этом не вспоминают, но Людмила Целиковская очень много сделала для развития этого театра.
В одном из интервью у Любимого спросили: “Что вам дал театр Вахтангова?”
“Жену, Людмилу Целиковскую”, — ответил Любимов.
Ведь в то время не Людмила была женой Любимова, а Любимов был мужем Целиковской.
А Таганка вскоре воспринимался не только как район Москвы, а как место свободы творческого высказывания. Каждый новый спектакль с боями пробивался к зрителю. Но благодаря неведомым хлопотам Целиковской, наверху к спектаклям относились более терпимо.
Это была счастливая жизнь, полная любви, творчества, борьбы за театр, радости. Юрий Петрович называл жену: “Мой генерал”.
Сын Саша вырос. Закончил институт, женился, родился внук Каро.
Когда родился маленький Карик, Любимов стал звать жену “педиатром”.
Так они прожили 17 лет.
Для театра это было очень счастливое время. Актеры боготворили Людмилу Целиковскую и оберегали ее от поползновений молодых актрис познакомиться с ее мужем “поближе”. Но не уберегли.
На гастролях Юрий Петрович увлекся молодой журналисткой. Но на поступок не решался. Решилась Целиковская.
В тот день исполнялось 40 лет ее подруге Наде Якуниной.
Целиковская позвонила рано утром и после поздравлений неожиданно сказала: -Наденька, я должна тебе сказать, что вчера вечером мы с Юрием Петровичем расстались навсегда. Мы никогда больше не будем вместе.
В тот день так решила она. Окончательно и бесповоротно.
В начале 90-х по телевизору все чаще стали показывать советскую киноклассику. Фильм “Сердца четырех” вновь стал необыкновенно популярным.
В то время, когда зрители заново переживали приключения Шурочки, умирала любимая актриса.
Людмила Целиковская прожила свою жизнь рядом с ярчайшими мужчинами своего времени. Она была их музой, окрашивая жизнь блеском своей силы, ума и радостного таланта.
И растет теперь ее продолжение, которой дали имя в честь прабабушки — Людмила.
Внук Каро Алабян дословно помнит ее любимую фразу, девиз жизни: «Никогда не теряй надежды. Тебе кажется, что твоим возможностям уже пришел конец. Но появляются новые силы. Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. И жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».