«Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…», — восторженно писал Пушкин своей жене после визита в мастерскую великого художника Карла Брюллова. И все-таки просчитался…
Среди нескольких портретов Наталии Николаевны Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, выделяется один – написанный акварелью за авторством Брюллова, но не Карла, а его брата Александра.
Знакомство Пушкина и Брюллова
До 1835 года Карл Брюллов жил в солнечной Италии. По возвращении в Россию он практически сразу свел знакомство с Пушкиным, хотя заочно они были знакомы уже давно. Поэт восхищался картинами художника, а тот, в свою очередь, был в восторге от творчества великого поэта.
Пушкин даже написал небольшое стихотворение по мотивам «Последнего дня Помпеи» Брюллова. Среди рисунков поэта можно найти набросок фрагмента знаменитой картины великого Карла, так величали художника в свете. К тому времени у Пушкина уже имелся небольшой акварельный портрет супруги кисти брата Карла – Александра. Он был сделан спустя некоторое время после бракосочетания поэта и Натали.
Знакомство Брюллова с семейством Пушкина
Однажды Карл Брюллов навестил Пушкина в семейной обстановке. Поэт стал показывать живописцу своих любимых чад, поочереди вынося сонных детей из спальни, чем вызвал у художника некоторое отторжение и раздражение.
Брюллов не был поклонником семейных ценностей, сам придерживался холостяцкого образа жизни, а когда, наконец, женился, то уже через месяц подал на развод. Художник резко спросил у поэта, для чего тот женился, полученный ответ его явно не впечатлил.
Супруга Пушкина Натали и вовсе разочаровала художника. Он ожидал увидеть красавицу, которой восхищался весь Петербург, а перед ним появилась женщина с узким лицом, близко посаженными глазами и легким косоглазием. Самого Пушкина эта деталь внешности супруги нисколько не волновала, он даже называл Натали своей косоглазой Мадонной.
Капризный живописец
В то время многие художники писали портреты известных людей на заказ. Им нужно было зарабатывать на жизнь. Но Брюллов был не таков. Если ему не нравилась натура, он категорически отказывался работать. Так, портрет императора Николая Первого Брюллов отказался писать именно из подобных соображений.
В то время художник был уже настолько известен и независим, что мог позволить себе изображать на своих полотнах лишь то, что ему хочется.
Разочарование Пушкина
Поэт был уверен, что Карл Брюллов с радостью согласится написать портрет Натали. Он даже заранее написал жене, что предвкушает, какой красавицей она выйдет из-под кисти великого живописца. Отказ Брюллова писать портрет Наталии Николаевны сильно расстроил Пушкина.
Живописец рассказал о своем отказе писать портрет Гончаровой своему племяннику Петру Соколову, тоже художнику, объяснив его заурядностью внешности супруги Пушкина и ее косоглазием, причем сделал это в весьма нелестных выражениях.
Художник прямо объяснил Александру Сергеевичу, почему он не хочет воспроизводить облик его супруги на полотне, но зато предложил поэту написать его портрет. Тот согласился, но судьба-злодейка распорядилась по-своему и лишила потомков удовольствия лицезреть «солнце русской поэзии» кисти великого русского живописца. Через три дня после этого разговора состоялась злополучная дуэль, и Пушкина не стало.