Почему в 36 лет застрелился «агитатор-горлан», поэт революции Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в Закавказье в семье лесничего из обедневших дворян. В 1908 году его исключили из пятого класса гимназии из-за невозможности родителей платить за обучение сына. В том же году Маяковский начинает свою революционную деятельность.

Начало пути

Первый опыт обращения Маяковского к политике в составе нелегальной партии большевиков едва ли можно признать удачным. Сначала его арестовали по делу о подпольной типографии и освободили как несовершеннолетнего под надзор родителей.

В двух других случаях следователи не нашли улик его участия в преступлениях. Пока шло следствие, юный Маяковский в 1909-1910 гг. провёл полгода в одиночной камере Бутырской тюрьмы.

Окончательно освободившись, Маяковский решает порвать с политикой и отдаться поэтическому творчеству, к которому почувствовал вкус. Он оставляет партию и сближается с кругами поэтов-футуристов. Накануне Первой мировой войны публикуются его первые стихотворения.

Тогда же Маяковского исключают из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за смелые публичные выступления – видно, что по убеждениям он оставался таким же революционером, как и в 15 лет.

В самом начале Первой мировой войны Маяковский, подобно почти всем молодым людям той поры, был охвачен патриотическим порывом и попросился добровольцем на фронт. В этом ему было отказано из-за политической неблагонадёжности.

Правда, спустя какое-то время его мобилизовали, но Маяковский уже не хотел проливать свою кровь «за царя и отечество». По протекции Максима Горького, он был записан для прохождения службы в автомобильную школу.

Её начальник генерал Секретёв незадолго до Февральской революции даже наградил поэта «за усердие». «Благодарность» Маяковского была своеобразной – в дни свержения самодержавия он вместе с товарищами по автошколе арестовал генерала.

Идейный поэт-большевик

События революции захватили Маяковского. Он снова становится на сторону большевиков. Весь свой творческий пыл он отдаёт пропаганде дела пролетарской революции. Выступает со своими зажигательными стихами на публичных собраниях и митингах.

Работает в РОСТА, рисуя и оформляя своими стихами агитационные плакаты, поднимающие дух рабочих и крестьян на борьбу против белогвардейцев и интервентов. Одновременно пропагандирует как новое стилевое направление «коммунистический футуризм».

После Гражданской войны создаёт «Левый фронт искусств», издаёт его журнал, пишет его манифест, где оправдывает искусство только одной целью – служить делу революции и социалистического строительства.

На середину 1920-х годов приходится пик популярности Маяковского. Он издаётся многотысячными тиражами – как автор не только стихов и сатирических поэм, но и как журналист-международник, рассказывающий об «ужасах» капиталистического Запада, куда его регулярно выпускали. Советские газеты и деятели искусства ему льстят, называя его «великим пролетарским поэтом».

Несовместимость творчества Маяковского с культом личности

14 апреля 1930 года возлюбленная Маяковского актриса Вероника Полонская поссорилась с ним. Поэт убеждал её развестись с мужем, окончательно перебраться к нему, а также уйти из театра. Вероника отказалась. Уходя, она услышала выстрел. Прибежав, она увидела Маяковского залитым кровью, с пулевым ранением в груди.

Но предсмертную записку Маяковский написал ещё два дня назад, прося никого не винить в его смерти. Видно, что поэт испытывал глубочайший кризис. Ещё раньше он организовал выставку, посвящённую его творчеству, под названием «20 лет работы».

Но её не посетил никто из партийных руководителей и крупных советских писателей. В это же время в газетах развернулась травля поэта. Литературные критики утверждали, что Маяковский «исписался», что он не настоящий пролетарский поэт, а всего лишь «попутчик».

Эта травля возникла не случайно. Маяковский не был подхалимом, он писал то, во что искренне верил. Он никогда не прославлял Сталина, который к тому времени захватил единоличную власть в стране. В то же время сталинскому стилю в искусстве был чужд творческий поиск новых форм поэзии, характерный для Маяковского.

Сталину были не нужны футуризм и прочие -измы в искусстве как слишком сложные, по его мнению, для рабочих масс (слишком сложные и непонятные, в первую очередь, для него, Сталина). Утверждавшийся в стране культ личности и творчество Маяковского были чуждыми друг другу. Поэт, видимо, трагически переживал эту несовместимость и не смог с нею совладать.

Зато мёртвого Маяковского, который уже больше ничего не мог написать, удобно было поднять на щит как «великого поэта».

Оцените статью
Почему в 36 лет застрелился «агитатор-горлан», поэт революции Владимир Маяковский
«Унижайся, дочка»