Горделивая и страстная казачка Аксинья, утонченная итальянская графиня Мария-Пандора Монтези, прекрасная баронесса Штраль, экстравагантная леди Китти из пьесы С. Моэма «Круг», — какую бы роль не сыграла Элина Быстрицкая, ее героинями восхищались миллионы.
Женщины, чьи многогранные образы оживали благодаря ее игре, блистали на сцене и в кино красотой и статью. Помните, дорогие читатели, как мы рассматривали простые украшения советских времен и бутафорские драгоценности былой эпохи, внимая актрисе?
Думаю, что в мире советского и российского кинематографа 20-го века никто не мог так нести себя и блистать в украшениях, как Быстрицкая. «Стальная красавица» и «железная леди» знала себе цену, выглядела безупречно и выбирала лучшие ювелирные вещицы, которые позволял ее немалый гонорар.
Однако дорогие подарки, сказочные бриллианты, заграничные колье наша героиня категорически отвергала. Даже если дарителем был самый высокопоставленный ухажер.
Ведь о несгибаемых принципах и неуживчивом характере Элины Авраамовны ходили легенды. Ну а коллеги по сцене и съемочной площадке, порой, не могли работать с ней бок о бок: при малейшем неудовольствии горделивая актриса могла устроить скандал и покинуть режиссера раз и навсегда.
Тем не менее, один лишь раз известная брюнетка все же сдержала себя, дабы получить, наконец, столь желанную для нее роль и давнюю мечту. Когда в середине 1950-х режиссер Сергей Герасимов задумал снимать «Тихий Дон», он видел главной казачкой советской киноэпопеи, вне всяких сомнений, Нонну Мордюкову. А вот про Быстрицкую говорил – уж слишком изнеженна и аристократична.
Однако автор романа, Михаил Шолохов, едва взглянув на фотографию 30-летней артистки, воскликнул, что это и есть Аксинья Астахова, и никак иначе! Писатель назначил ей встречу у себя. Когда взволнованная молодая женщина вошла во владения Шолохова, она просто ахнула, увидев, что творец сидит в окружении выпивки и закуски.
Ей долго пришлось терпеть нетрезвые разговоры Шолохова. Она сдержалась, но в конце отозвалась о нем нелицеприятно. Ее Аксинья свела с ума всех поклонников советского кино!
Бесхитростные украшения, нити алых бус, золотые серьги полукольцами, одно-единственное обручальное колечко, взгляд пылающих глаз-угольков и неподдельная женская любовь, — пожалуй, шолоховскую казачку никто и никогда не сыграет так, как Быстрицкая.
Невероятная популярность, приличные гонорары, лучшие роли и заграничные поездки: казалось, после «Тихого Дона» карьера Элины Авраамовны достигнет незримых высот. Вот только чиновники то и дело приглашали богиню в кабинеты, гостиничные номера и рестораны.
Сулили золотые горы, бросали к ее ногам бриллиантовые кольца, ожерелья и браслеты. Лишь бы добиться ее расположения и прекрасного тела. Суровый нрав и прямолинейность актрисы знали все. Она могла отправить ухажера в дальний путь и не боялась отвесить звонкую пощечину.
Однажды, как гласит легенда, красавица просто швырнула бархатную коробочку с роскошными сережками в лицо назойливому кавалеру. Должность чиновника была уж очень высока. А после отказа начальнику, что курировал делегацию советских актеров для поездки в Великобританию, звезда стала полностью «невыездной».
Жесткий нрав и суровое воспитание не позволяли Элине Авраамовне принимать хоть какие-то подарки. К тому же, модница и строгая небожительница и так носила лучшие наряды и творения советских ювелиров.
Самая красивая леди советского кино обожала серьги-подвески с белоснежными жемчужинами и драгоценности с натуральными камнями. Когда в 1957-м году вышел на экраны «Тихий Дон», Быстрицкая уже была замужней дамой.
Представьте себе, что даже коллеги по театру долгое время не знали о ее спутнике жизни. Брак с госслужащим Николаем Кузьминским оставался тайной за семью печатями. И только тонкое обручальное колечко выдало несгибаемую фею.
Супруг боготворил «ненаглядную Элину», избавил ее от любых бытовых хлопот, наняв домработниц. Быстрицкая не ведала нужды в лучших платьях, шубках, сумочках и косметике. Она носила длинные жемчужные ожерелья, которые струились в два-три ряда по сияющей ткани вечерних нарядов.
Нередко капризная артистка отвергала то, что приносили костюмеры. Взамен доставала лучшее колье из тех, что дарил ей Кузьминский, и соглашалась сниматься только в нем. А зрители полагали, что в кадре драгоценности — ненастоящие.
Увы, двадцатисемилетний брак с щедрым и любящим, как ей казалось, мужем, рухнул в одночасье. Как-то раз супруги спорили про верность и измены. В этот момент в порыве спора муж сболтнул лишнее: о связях его с молодыми секретаршами. Оскорбленная Элина Авраамовна вырвала из паспорта страничку со штампом о браке и вычеркнула изменщика из жизни раз и навсегда.
Ну а шкатулки с драгоценными подарками выбросила из окна… Гордость и достоинство дороже никудышнего мужчины и его бриллиантов. Свобода и одиночество — вместо бывшего мужа и холодных, искрящихся камней.