Этот актер прожил короткую жизнь, но за отведенные судьбой 30 лет он успел сняться в одиннадцати фильмах, вошедших в золотой фонд отечественной кинематографии, и поставить спектакль в театре имени Вахтангова.
Его последней ролью стала роль Гриши Фокина в фильме Абрама Роома «Строгий юноша». Когда съемки фильма были в полном разгаре, он был арестован, и вернуться на съемочную площадку ему уже было не суждено.
Его заменил другой артист, а желтая папка из 37 страниц с личным делом Дмитрия Консовского долгие годы хранила тайну его последних дней и трагической гибели.
Детство и юность
Он родился в Москве, в семье обрусевших поляков, в неспокойное время начала ХХ века. В десятилетнем возрасте пережил Октябрьскую революцию, начало Гражданской войны, в ранней юности — НЭП, индустриализацию и коллективизацию страны.
В семье Консовских большинство мужчин, включая отца и деда Дмитрия, были потомственными юристами, а его с детства привлекала музыка, поэзия и кино. Он рано начал писать стихи, которые не сохранились до наших дней.
Окончив трудовую школу-девятилетку, Дмитрий поступил в Вахтанговскую театральную школу. Родители не одобрили выбор сына, но он был целеустремленным и упрямым юношей, ушел из дома, стал жить отдельно. Будучи еще студентом, впервые вышел на сцену Вахтанговского театра, быстро стал ведущим актером труппы, чуть позднее начал преподавать в родной школе.
Дмитрий был активным, интеллектуально развитым человеком, живо интересовался всеми событиями, происходившими в социальной, политической и культурной жизни страны, у него на все было свое, глубоко аргументированное мнение. Он был из тех, кого в то время называли вольнодумцами, и всегда был предельно честен с другими и с самим собой.
Свою любовь к театру и кино Дмитрий привил и своему младшему брату Алексею — легендарному принцу из фильма «Золушка», но увидеть актерский успех брата Дмитрию не довелось.
Короткий творческий путь
В девятнадцатилетнем возрасте Дмитрий Консовский впервые снялся в кино. Это был фильм Лео Мура «Мамут и Айше» о революционных подпольщиках в Крыму накануне взятия Перекопа. К сожалению, эта картина не сохранилась до наших дней.
После выхода на экраны этого фильма Дмитрий начал получать приглашения на съемки в других картинах. Его яркая внешность, соответствующая социальному запросу на роли комсомольцев, революционеров, передовых рабочих, привлекала режиссеров. Так вскоре он стал настоящей «звездой» передового советского кино и получил штатную должность в студии «Межрабпомфильм».
Эта студия в те годы была на пике своего творческого процветания и являлась настоящей кузницей кинематографических шедевров. Здесь были сняты лучшие советские фильмы 20-30-х годов. Постоянная работа с ведущими талантливыми режиссерами, поездки на съемки в разные регионы страны создавали у Дмитрия ощущение свободы и исполнившейся мечты.
Вместе с тем он не оставляет театр, учится у знаменитого Всеволода Мейерхольда, получает роли в таких популярных спектаклях, как «Дама с камелиями», «Свадьбе Кречинского», «Вступление».
В 1930 году, когда младший брат Дмитрия по его рекомендации поступил в студию экспериментального театра Всеволода Мейерхольда, дружба между братьями стала еще крепче, и они много времени начали проводить вместе.
Нередко, возвращаясь с занятий, Алексей заходил в Вахтанговский театр, и они вместе с братом возвращались домой. Любили пешком пройтись по Арбату, по Садовому кольцу — им было о чем поговорить. Помимо кино, поэзии, театральных постановок, обсуждали происходящие в стране события. Иногда после этого шли молча, погружаясь каждый в свои мысли.
На самом деле они были разные — сдержанный, спокойный и рассудительный Алексей, и взрывной, темпераментный, не боявшийся сказать правду в лицо, Дмитрий. Вероятно это и стало «спусковым крючком» его трагедии.
Последняя роль и арест
Наступил 1934 год, Дмитрий не мог предположить, что он станет последним в его творческой карьере и биографии. На Киевской киностудии начали снимать фильм «Строгий юноша». Общие планы должны были сниматься на берегу моря, и режиссер Абрам Роом отправился в экспедицию в Одессу, не имея в составе съемочной группы актера на главную роль.
По сценарию главный герой картины — красивый, обаятельный, искренний молодой человек, в котором воплотились все лучшие качества комсомольца. Однако он переживает душевный переворот, поскольку влюбляется в необыкновенную, но замужнюю женщину.
Режиссер понимал, что от образа главного героя напрямую зависит успех картины, поэтому не спешил с выбором кандидата на эту роль.
Его искали в Москве, Киеве, Одессе, и лишь через месяц, когда на пробы приехал Дмитрий Консовский, оказалось, что он и есть воплощение идеального образа главного героя.
Начались съемки. Когда было отснято уже больше половины картины, случается неожиданное — Дмитрия Консовского арестовывают за антисоветскую агитацию.
На съемочную площадку он уже не вернулся, что заставило создателей фильма искать другого актера и переснимать картину заново. Роль комсомольца-красавца сыграл Дмитрий Дорлиак, тоже актер Вахтанговского театра. Однако спустя два года фильм был запрещен к показу.
По роковому стечению обстоятельств оба актера ушли из жизни в один год, но Консовский был похоронен на кладбище ГУЛАГа, а Дорлиака хоронила вся театральная Москва.
Трагическое известие
После ареста брата Алексей ушел из театра. Он знал многое из того, что волновало пылкую душу Дмитрия, он помнил все разговоры, которые они вели во время своих прогулок по Москве, и не сомневался, что скоро придут и за ним. Но шли дни, известий от брата не было, а в жизни Алексея ничего не происходило.
Потом семья узнала, что задержанный Дмитрий Консовский приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен в Ухто-Печерский лагерь — один из густонаселенных островов гигантского архипелага ГУЛАГ. В сентябре 1937 года он даже сумел передать семье весточку, сообщив, что через два года будет дома.
Однако в 1939 году маму Дмитрия вызвали в Краснопресненское отделение ЗАГСа и вручили свидетельство о его смерти, в котором было сказано, что ее сын умер в лагере в результате острого энтероколита.
Семья не хотела верить в его смерть, они ждали его возвращения вплоть до 50-х годов. В последний год своей жизни его мама обзванивала по телефонному справочнику всех однофамильцев в надежде, что сын жив, просто по какой-то причине не хочет возвращаться домой.
По следам гулаговских застенков
Спустя много лет один из родственников Дмитрия Консовского с помощью журналистов смог получить доступ к закрытым материалам ГУЛАГа и найти личное дело Дмитрия Консовского — пожелтевшую от времени папку из 37 страниц, из которой стали известны трагические подробности последних лет его жизни.
Оказалось, что за четыре года заключения Дмитрий сменил несколько лагерей, работал на самых тяжелых земляных работах, одно время даже играл в лагерном театре и ставил там спектакли, но везде оставался верен себе — говорил правду в глаза, критиковал власти и лагерное начальство.
В конечном итоге «за строптивость» он был отправлен на асфальтитовый рудник, а когда публично назвал это место «фабрикой мертвецов», ему был вынесен смертный приговор. Дмитрия этапировали в расстрельный лагерь «Новая Ухтарка». Он не дожил до расстрела две недели, уйдя из жизни 15 февраля 1938 года в медсанчасти лагеря.
Из той же желтой папки стало известно, что причиной первоначального ареста Дмитрия Консовского стал донос его коллеги по цеху, актера «Межрабпомфильма», позднее актера и режиссера киностудии «Центрнаучфильм» Виктора Аркасова.
После ареста Дмитрий практически сразу же дал компрометирующие себя показания. На вопрос, принимал ли он участие в беседах контрреволюционного характера, ответил, что если речь идет о неверных методах осуществления идей социализма в СССР и о нарушении принципах демократии, то такие беседы были, и он от своих убеждений не отказывается.
Когда его спросили, кто еще принимал участие в этих беседах и с кем из антисоветски настроенных людей он знаком, ответил, что отказывается отвечать на этот вопрос, а также отказывается сообщать мотивы своего отказа.