Почему некогда известный советский актер и бывший муж актрисы из «Зимней вишни» оказался в доме для престарелых в Израиле

Высокий, красивый, утонченный Виталий Юшков в 1970-х – 1980-х годах играл в основном «правильных социальных героев», из-за чего образы, сыгранные актером, часто выглядели схематичными и неправдоподобными.

Первая же роль в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла ему популярность и узнаваемость, на него обратили внимание режиссеры и стали активно приглашать в свои проекты: «Семья Зацепиных», «Строгая мужская жизнь», «Соль Земли», «Алеша» и др.

Он считался одним из самых красивых и перспективных советских актеров, но потом все изменилось: невостребованность в профессии, эмиграция в Израиль и безрадостное будущее…

Виталий Юшков родился в Ленинграде 11 августа 1951 года, со школьных лет увлекался самодеятельностью. Сразу после получения аттестата поступил на факультет режиссуры народных театров Института культуры им. Н. Крупской, а затем продолжил обучение в ЛГИТМиКе.

После окончания вуза коренного питерца приняли в труппу Ленинградского БДТ, однако на самом деле успеха это Юшкову не принесло. На тот момент в театре под руководством Георгия Товстоногова уже сформировалась группа известных артистов, которые получали все основные роли, а молодежь годами оставалась не у дел.

Сейчас театроведы относят исполнителей этой плеяды к несостоявшемуся поколению исполнителей БДТ: обладая хорошим творческим потенциалом, они так и не дождались шанса реализовать его.

Виталию повезло участвовать некоторых спектаклях театра — «Оптимистическая трагедия», «Протокол одного заседания», «Валентин и Валентина», «Жестокие игры». Тем не менее Юшков прослужил на прославленной сцене почти два десятка лет.

Невостребованность на сцене успешно компенсировалась кинематографом. В 1973 году на экраны вышла фантастическая картина Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина», в которой Юшков сыграл роль Арну — владельца таинственного дома. Роль принесла актеру первое внимание зрителей и востребованность у режиссеров, которых привлекли типаж артиста и его драматический потенциал.

Последовали новые фильмы и главные роли: «Обычный месяц» (1976), «Личное счастье» (1977), «Строгая мужская жизнь» (1977), «Семья Зацепиных» (1977), «Соль земли» (1978), «Осенняя история» (1979) и «Алёша» (1980).

*

*

В 1976 году Юшков сыграл молодого негодяя в дилогии Евгения Ташкова «Преступление», этакого несостоявшегося ницшеанца, который со своим культом силы, скатывается до убийства учителя. Но в основном режиссеры снимали Юшкова в ролях правильных социальных героев, обедняя его актерскую палитру.

Так, в драме «Алеша» Виталий играл жизнерадостного преподавателя литературы у которого случился роман со студенткой, но и там Юшков, согласно сценарию, показал героя без единой отрицательной черты, то есть нежизненного.

Никакая харизма не могла убедить зрителя, что подобный Алеша ходит по соседству. В фильме «Осенняя история» Юшков исполнил роль журналиста, который пытается выяснить по каким причинам убрали из школы заслуженного педагога — еще одна декоративная роль.

В 1980-х Виталий играл в знаменитых картинах «Похищение чародея»(1981), «Продавец птиц» (1982), «Гум-Гам» и «Пиквикский клуб», уже роли второго плана. В конце 80-х начале 1990-х многие артисты оказались не удел, финансирование проектов практически не осуществлялось. В отсутствие материальной поддержки актеры вынуждены были искать дополнительные источники заработка и возможности для самореализации.

В 1991-м году Виталий Юшков покинул труппу БДТ, в кино работы также не было. Актер вместе с женой решил эмигрировать в Израиль. О том, чтобы продолжить там актерскую карьеру, речи не шло, за границей Юшков оказался невостребованным.

Шанс оказаться на съемочной площадке после переезда ему выпал лишь однажды, когда в 1995 году его пригласили в совместный проект России, Беларуси и Китая в фильм — в «Красной вишне» (1995), где он сыграл советского солдата. На этом его актерская карьера закончилась.

Личная жизнь

В 1977 году на съемках фильма «Семья Зацепиных» актер познакомился с девушкой своей мечты — актрисой Еленой Сафоновой, в то время студенткой ВГИКа. Ей было 20 лет, ему – 25. Она казалась ему недосягаемой красавицей, умной, обаятельной и талантливой. Виталий с первого взгляда влюбился в талантливую красавицу, но она не отвечала взаимностью.

Актер принялся за ней ухаживать, и красивые ухаживания помогли переменить ситуацию — Сафонова сдалась, ответив согласием на предложение руки и сердца. Спустя годы в интервью Елена признавалась, что уже в день посещения загса понимала, что выходит замуж за нелюбимого человека.

«Мой первый брак был совершенно случайным, — делилась актриса. — Муж был хорошим человеком. Просто накануне свадьбы я вдруг поняла: мне надо идти в загс, а я его не люблю. Вышла замуж, потому что мне было неудобно отказаться перед его родителями». Сафонова переехала в Ленинград и перевелась в ЛГИТМиК. Но как оказалось, у супругов было мало общего.

Елена была полностью сосредоточена на своей карьере, Виталий занимался хозяйством, готовил еду, пытаясь угодить жене, но она оставалась безучастна к этим проявлениям внимания. Он мечтал о детях, на что Елена отвечала категорическим отказом. Сафонова была просто слишком молода и не готова к рождению детей.

Ее главной целью на тот момент была мечта стать востребованной актрисой, и Елена упорно шла к ней, не обращая внимания на перипетии личной жизни. К тому же Виталия стали реже приглашать на съемки. Из-за творческой нереализованности и проблем в семье Юшков начал выпивать.

Брак разваливался. В 1981 году Сафонова стала дипломированной актрисой и сразу после окончания вуза была принята в труппу Театра им. Комиссаржевской, стала активно сниматься в кино. Она уехала обратно в Москву, и вскоре актеры развелись.

Развод был тяжелым, сопровождался разделом имущества. Юшков не хотел делить жилье, и только благодаря свекрови, Сафоновой досталась часть квартиры. Впоследствии Виталий говорил, что они с Еленой «расстались, так и не начав жить». А он ее очень любил.

Елена Сафонова стала настоящей звездой, а вот у ее бывшего мужа все было намного печальней. Снимался он все меньше и меньше, а в эпоху перестройки и вовсе остался без ролей. Он уже был женат и вынужден был выбирать: ждать счастья на родине или попробовать себя за границей. И выбрал второй вариант. Семья поселилась в городе Ашдод, Юшков устроился на химический завод. У него родилось двое детей.

Иврита он не знал, так и не смог его выучить, «не было времени». Поэтому в кино он работать не мог. Тогда показалось, что его жизнь наконец-то наладилась, но на чужбине тяга к алкоголю ещё больше усугубилась. С завода бывший успешный актер был уволен за пристрастие к спиртному. Юшков, не зная языка, перебивался случайными заработками, работал и грузчиком, и дворником.

Участились конфликты с женой Мариной, Виталий позволял себе поднимать руку на жену. Однажды он так избил ее, что даже угодил в тюрьму на два месяца. Марина подала на развод и выселила его из квартиры. По решению суда Юшкову запретили приближаться к дому, где он жил.

За несколько недель Юшков опустился на самое дно, подрабатывая дворником, он поселился в подвале жилого дома, где его и нашли сотрудники социальных служб. «Он жил в подвале дома, спал на матрасе. Он постоянно говорил: «Я хочу умереть». Он много пил», — рассказывал сотрудник соцслужбы. Если бы не соцслужба, жизнь актера давно бы уже оборвалась.

Его поселили в доме для престарелых города Ашдод, он получает пособие по старости. Вряд ли о такой старости мечтал некогда известный, талантливый советский актер Виталий Леонидович Юшков.

*

Оцените статью
Почему некогда известный советский актер и бывший муж актрисы из «Зимней вишни» оказался в доме для престарелых в Израиле
Лживая красавица