28 августа этого года известной актрисе Наталье Гундаревой могло бы исполниться 74 года, но 17 лет назад великая актриса покинула это мир. Наверное, нет другой актрисы, которая пользовалась бы такой популярностью у отечественного зрителя. Это и понятно, ведь она могла сыграть практически любую роль.
В качестве примера можно привести музыкальную комедию «Труфальдино из Бергамо», где Наталья Гундарева сыграла не типичную для себя роль. Но зрители не могли знать, что съемки шли очень тяжело. Главная причина была в том, что поначалу Гундарева ни как не могла согласиться с тем, что ее партнером станет Константин Райкин…
Как все начиналось
Первым подал идею перенести на экран действие пьесы драматурга из Италии Карло Гальдони «Слуга двух господ» не режиссер, как многие думали, а композитор Александр Колкер. Именно он впоследствии написал всю музыку к этому фильму. Затем к работе подключился поэт Ким Рыжов, с которым композитор уже давно работал.
И только после того, как музыкальная составляющая будущего фильма была готова, они пригласили придти на прослушивание режиссера Владимира Воробьева. Вообще-то он был театральным режиссером, но прослушав музыку, тут же проникся идеей и предложил поставить не спектакль, а полнометражный фильм. Первоначальный сценарий был доработан, в результате чего появились сцены с фехтованием, драками. И получилась очень динамичная музыкальная комедия.
Поиск актеров
Актера, который должен был исполнить главную роль в фильме, искали очень долго. Главное требование – актер должен обладать вокальными данными. Претендентами были и Олег Даль и Борис Смолкин. Последний как раз входил в труппу, которой руководил Владимир Воробьев и ни кто не сомневался, что именно Смолкину достанется главная роль.
Тем более, что многих актеров для съёмок режиссер пригласил именно из своего театра. Но с главным персонажем все вышло по-другому…
Интересно, но ровно через год после выхода фильма Борис Смолкин все-таки сыграл Труфальдино, но только на театральной сцене, а в фильме он исполнил небольшую эпизодическую роль.
Что касается Константина Райкина, то на тот момент он в Питере был практически неизвестен, да и к тому же вокальными данными актер не обладал. А то, что он сын Аркадия Райкина многими наоборот воспринималось крайне негативно – ни кто не хотел протаскивать вперед «папиного сынка».
Но у Константина Райкина было одно преимущество, что выгодно его отличало от других претендентов: у него была чудесная пластика, и он был так органичен в любом движении и обладал таким чувством ритма, что равных ему не было. Взвесив все эти доводы, режиссер решил остановить свой выбор именно на Райкине, хотя после первых же съёмочных дней пожалел об этом.
Съемочный процесс
Помните слова из песни, которые исполняет главный герой?
«А я смогу, а я упрямый, я – Труффальдино из Бергамо!»
Именно таким и был Константин Райкин. Актер сразу понял, что эта роль его, так как она полностью соответствовала его внутреннему темпераменту. Но с перового дня на съемочной площадке отношения с режиссером не заладились. А однажды все чуть не переросло в большой конфликт. Константин Райкин просил режиссера, чтобы тот, в общении с ним немного поубавил тон и воздержался бы от постоянных едких замечаний в его адрес.
Но Воробьев оказался достаточно жестким режиссером и продолжал наседать на молодого актера. В результате чего Константин Райкин просто сказал, что «набьет ему морду». Дошло до того, что Райкин вообще хотел уйти из проекта.
Райкин и Гундарева
Дополнительно и партнерша Райкина Наталья Гундарева также воспринимала актера в штыки, и все это создавало на площадке не самую лучшую творческую атмосферу.
Актеры по замыслу сценариста должны были разыгрывать любовные отношения, но Наталья Гундарева открыто выражала свою неприязнь к партнеру, хотя они были однокурсниками в Щукинском училище. Однажды актриса заявила, что в паре с Райкиным сниматься не намерена, так как главное его достоинство состоит в том, что он сын известного человека. Она вообще хотела, чтобы Труфальдино играл Виктор Павлов.
Тут надо заметить, что режиссер был очень требовательным и в большинстве случаев никогда на сделки с актерами не шел. Но тут, ради того, чтобы Гундарева не ушла из фильма, он чуть было не принял ее условия.
Позднее Райкин говорил:
«Рядом с ней можно было заболеть чувством собственной неполноценности, потому что она была прекрасна».
Актер чувствовал, что все в этом проекте настроено против него. Но все изменилось после того, как Гундарева пересмотрела рабочий материал с Райкиным. Она поняла, что ее отношение к молодому актеру было предвзятым и он достоин своего великого отца. Конфликт разрешился и со временем неприязнь между актерами пропала. Для Константина Райкина роль в этом фильме оказалась знаковой и по настоящее время у многих он ассоциируется именно с Труфальдино.
Интересно, но ни Гундарева ни Райкин вокальных данных не имели, поэтому за них в фильме пели другие. За Райкина пел Михаил Боярский, а за Гундареву – Елена Драицкая. Наверное, не все знают, но за несколько лет до этого Владимир Воробьев не принял Боярского к себе в театр, так как голос молодого актера показался ему слишком хриплым.
Актер не стал таить обиды и когда его пригласил поучаствовать в этом фильме – сразу дал свое согласие. Как он говорил, он не мог устоять перед божественной музыкой композитора Колкера.
Как итог: пластика Райкина и неподражаемый голос Боярского сделали оббраз Труфальдино цельным и органичным.