Имя композитора Феликса Мендельсона известно во всём мире, а под его свадебный марш до сих пор заключаются браки в разных странах. И куда меньше славы досталось родной сестре композитора, хотя она была, как говорили педагоги, не просто талантлива, а гениальна.
Однако большинство произведений Фанни Мендельсон публиковались под именем её брата, причём сама она спокойно отдавала ему свои ноты и соглашалась оставаться в его тени.
Фанни и Феликс
Фанни была старшей в еврейской семье Авраама и Ли Мендельсон, у которых было всего четверо детей, включая и Феликса, родившегося спустя четыре года после появления на свет сестры. Уже в детстве Фанни и Феликс проявляли музыкальные способности, поэтому мама с ранних лет стала обучать их игре на фортепиано и нотной грамоте.
В 14-летнем возрасте Фанни по памяти могла сыграть 24 прелюдии Баха, она брала уроки игры на фортепиано у пианистки Мари Биго в Париже, а после у Людвига Бергера, композиции она училась у Карла Фридриха Цельтера.
С этими же педагогами занимался и Феликс, однако Цельтер явно отдавал предпочтение Фанни. Он считал брата и сестру очень талантливыми, однако именно о Фанни говорил, что она – «нечто особенное».
Позже, когда брат и сестра поступили в Берлинскую певческую академию, Цельтер удостоил Фанни высшей похвалы, сказав, что она «играет, как мужчина». Кстати, все, кто бывал в доме Мендельсонов, практически с одинаковым восторгом отзывались обо всех четырёх детях четы.
И всё же Фанни была на голову выше остальных и в игре на фортепиано, и в композиции. Правда, отец относился к творчеству дочери скорее терпимо, чем благосклонно.
Он поощрял занятия Феликса, считая, что музыка станет в будущем для него профессией, а вот дочери говорил: музыка должна быть для неё только украшением.
Несмотря на то, что Фанни оказывала влияние на развитие музыкальных способностей брата, и он прислушивался к её советам и критике в отношении написанных им произведений, Феликс отзывался о способностях сестры к написанию музыки довольно снисходительно.
Он искренне считал, будто у неё нет ни склонности, ни призвания, а потому и публикация произведений под собственным именем, скорее, помешала бы ей заниматься своими привычными делами: управлению домом и заботам о семье.
Именно они, по словам композитора, занимали первое место в жизни Фанни, а вовсе не музыка, как это должно быть у человека, одержимого к музыке страстью. Поэтому Феликс Мендельсон стал часть произведений сестры публиковать под своим именем.
Семейные радости
На самом деле Фанни Мендельсон очень любила свою семью. На протяжении многих лет длился её роман с Вильгельмом Гензелем, молодым художником, однако родители Фанни раз за разом отказывали влюблённым в возможности пожениться.
Родители девушки считали, будто Вильгельм не сможет обеспечивать семью из-за того, что постоянного источника доходов у него не было. Когда он получил должность при дворе, супруги, наконец, решились вверить ему судьбу своей старшей дочери.
Вильгельм Гензель очень гордился женой, именно он не позволил ей оставить сочинительство, как собиралась сделать Фанни по настоянию отца. Он усаживал Фанни за рояль, клал рядом бумагу и ставил чернильницу.
Когда же ноты были переписаны начисто, он украшал их своими рисунками, правда, предварительно спрашивал жену о теме её нового произведения, так как сам не слишком разбирался в музыке. Даже когда на свет появился сын супругов Себастьян, Фанни продолжала писать, ведь музыка была частью её самой.
Правда, всё с той же регулярностью Фанни отдавала написанные ею сочинения брату, для публикации под его именем. Муж Фанни был откровенно недоволен таким положением вещей и даже обустроил дома музыкальный салон, где любимая жена могла бы блистать и быть настоящей королевой. Правда, молодая женщина была очень застенчива и очень редко исполняла собственные произведения.
Зато сборники Феликса состояли едва ли не на треть из произведений Фанни. Однажды королева Виктория похвалила Феликса Мендельсона за его «Испанскую пьесу», и композитору пришлось не радоваться комплименту, а краснеть, ведь он точно знал, кто написал её на самом деле…
Позднее признание
Всего Фанни Мендельсон Гензель написала более 450 сочинений. И даже в 1946 году решилась издать сборник собственных песен под своей фамилией по мужу.
А Феликс нашёл для неё добрые слова и дал ей своё благословение, хоть Фанни и отдавала себе отчёт в том, что он был не слишком доволен таким поворотом событий. Брату досталось куда больше славы и поощрений, чем ей, и издание сборника было для неё большой радостью.
Спустя год после этого она согласилась с идеей мужа организовать её концерт, правда, она и представить не могла, чем это всё закончится. Фанни отчаянно волновалась, но продолжала подготовку. И однажды во время репетиции, когда она играла одну из кантат своего брата «Первая Вальпургиева ночь», у Фанни случился инсульт.
Смерть была практически мгновенной. Спустя шесть месяцев и тоже от инсульта скончался и сам Феликс Мендельсон. Всё время после смерти сестры он потратил на то, чтобы опубликовать собрание её сочинений, но не успел закончить начатое.
Интерес же к творчеству Фанни Мендельсон проснулся уже в 1980-е годы, а после только возрастал. В 1987 году были опубликованы её письма к брату, в 2012 впервые была исполнена «Пасхальная соната», автором которой на протяжении долгого времени считался Феликс Мендельсон, в 2018 был открыт музей Фанни и Феликса Мендельсон.
Сегодня её называют самой известной среди женщин-композиторов XIX века, жаль только, что своей славой Фанни насладиться уже не может.