«Питерская Раневская» — как прожила жизнь, полную потерь и лишений, замечательная советская актриса Гликерия Богданова-Чеснокова

Гликерию Васильевну часто сравнивали с Фаиной Раневской – обе актрисы были энергичные, смелые, острые на язычок, обе имели непрезентабельную для актрисы внешность и неповторимый шарм, и обаяние. Но в отличие от одинокой коллеги, Богданова дважды была замужем и родила двоих дочерей, но всех потеряла и на старости лет тоже осталась в полном одиночестве.

 

 

Гликерия родилась в Санкт-Петербурге Российской империи в 1904 году, её предки по матери были из сибирских казаков. С раннего возраста она пела, имела идеальный слух, сама научилась танцевать. Во время первой мировой войны девочка добровольно ухаживала в госпитале за ранеными солдатами, развлекала их своими концертами. Во время революции вступила в вооружённый отряд Выборгской стороны и вместе с единомышленниками штурмовала Зимний дворец.

После революции работала в Петрокоммуне, записалась в кружок художественной самодеятельности, участвовала во всех любительских спектаклях, а когда ей исполнилось 16, поступила в Школу русской драмы при Александринском театре. В последующие годы актриса работала на различных Ленинградских сценах, а во время войны вошла в состав фронтового ансамбля оперетты и выезжала на передовую с концертами. Выступали и для защитников блокадного города и на Ладоге – в военных частях, на палубах кораблей, и даже в землянках.

Однажды во время возвращения на Большую землю их артистический грузовик попал под обстрел, водителя тяжело ранило, и он потерял способность управлять автомобилем. Тогда Гликерия, сидевшая с ним в кабине, сама вывела машину из-под пуль и спасла людей. За это актриса получила свою первую медаль – «За боевые заслуги», потом были ещё ордена и медали, и за участие в обороне Ленинграда, и за победу над Германией, и 2 ордена «Трудового Красного знамени».

Война отняла у неё всех дорогих и близких, и Гликерия Васильевна ещё долго не могла улыбаться, оплакивала своё горе. Лишь в 1946-м она отчасти пришла в себя и была принята в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии, а позже стала выступать и в цирке коверным клоуном. Театру музкомедии Богданова-Чеснокова была верна до конца жизни, на её спектакли было практически нереально попасть, её остроумные язвительные реплики уходили в народ, и сам Аркадий Райкин в начале своей карьеры копировал мимику гениальной актрисы.

В кино Гликерия дебютировала в 1931 году, но снималась только в массовках, и её фамилия не упоминалась в титрах. Первую значимую роль ей доверили только через 20 лет, когда ей было уже 50 – актриса сыграла маму Олечки в комедии «Укротительница тигров». И вновь большой перерыв – следующую роль в картине «Мистер Икс» она получила только в 1958 году.

За все годы кинокарьеры Богданова-Чеснокова не получила ни одной главной роли, но настолько талантливо и неповторимо исполняла роли второго плана, что вскоре её прозвали «Королевой эпизода». С 60-х Гликерия Васильевна работала и на озвучивании фильмов и мультфильмов.

Личная жизнь замечательной актрисы складывалась не очень удачно – ещё девчонкой во время учёбы в Школе русской драмы она влюбилась в сокурсника, будущего актёра Николая Черкасова. Парень вроде бы отвечал ей взаимностью, они встречались и даже поговаривали о свадьбе, но вскоре их отношения закончились.

Потом у Гликерии закрутился роман с известным украинским актёром Дмитрием Васильчиковым, который был намного старше девушки – ей было 17 лет, а ему 38. Но он настолько обаял Богданову, что она вышла за него замуж и вскоре родила дочь Лидию.

Этот брак долго не продлился, хоть Гликерия и поехала за мужем в Харьков, где он создавал Театр музыкальной комедии, она скучала по родному Петербургу и рвалась обратно. Дочери было 5 лет, когда актриса приняла твёрдое решение вернуться домой, но Дмитрий категорически отказался отпускать с ней Лидочку, а его родственники приложили немало усилий, чтобы девочка поскорее забыла мать и долгие годы не знала, кто она такая.

Васильчиков отказывался от общения с бывшей женой, прятал от неё девочку и Богданова даже не знала, как живёт её ребёнок, чем интересуется и увлекается. В дальнейшем они так и не смогли установить отношения, Гликерия Васильевна смогла лишь познакомиться с уже взрослым внуком Юрием Правиковым, который стал сценаристом и режиссёром.

Она пригласила его пожить к себе в Ленинград, и мужчина настолько полюбил свою знаменитую бабушку, что задержался у неё на 4 года.

Они вместе гуляли, ходили на премьеры, и по малой столице тут же поползли слухи, что у Богдановой-Чесноковой молодой любовник. Актриса лишь таинственно улыбалась, но никого не посвящала в тайны семейных отношений, тем более, что все коллеги в театре музыкальной комедии, куда она устроилась уже после войны, знали только её второго мужа, и были уверены, что он был единственным.

Вторым мужем Гликерии стал артист Вольного театра и Ленинградского мюзик-холла Семён Чесноков – они познакомились в 1934 году, вместе работали и составляли отличный комедийный дуэт. Богданова была высокая и крупная, а Чесноков – среднего роста и щуплый, и когда они вдвоём выходили на сцену, по залу прокатывался смех, хоть они ещё не произносили ни слова.

Несмотря на огромную разницу абсолютно во всём, актёры полюбили друг друга и в 1936 году сыграли свадьбу. А во время войны оба остались в Ленинграде и выезжали с концертами на фронт.

В 1940 году родилась их дочь Ольга, которая не смогла пережить войну и голод – за несколько месяцев до великого Дня Победы девочки не стало. Через несколько дней после её похорон в дом, где жила семья Богдановой, попал снаряд, под завалами погибла её мама, сами супруги в это время вновь выехали на передовую. А любимого Семёна актриса потеряла уже в конце 1945 года – подорванное в блокаду здоровье и тягостные переживания по дочери поспособствовали его раннему уходу.

Больше актриса замуж не вышла, жила в полном одиночестве, пока случайно в Москве не познакомилась со своим внуком. Но и с ним она впоследствии виделась редко, чаще они переписывались, и проводив Юрия в очередной раз, Гликерия Васильевна жила в ожидании следующей встречи.

«Я прожил у бабушки четыре года. А когда вернулся в Москву, чуть ли не каждый день получал письма из Ленинграда. Гликерия Васильевна писала на салфетках, фантиках, обрывках газет — на всём, что попадалось под руку. А когда я приезжал, она расцветала: делала причёску, а в глазах появлялись озорные огоньки» — рассказывал Юрий Борисович.

В 1970-м актриса неудачно упала в цирке во время очередной клоунады и получила несколько тяжёлых травм, попала с манежа прямо на операционный стол, но стараниями хирургов быстро встала на ноги и продолжила свои выступления. Гликерия Васильевна практически ничем не болела, прожила достаточно долгую, насыщенную жизнь и покинула этот мир в апреле 1983 года, не дожив всего месяц до 79 лет. В 2004 году на экраны вышел документальный фильм, посвящённый творчеству Богдановой-Чесноковой «Божественная Гликерия».

Оцените статью
«Питерская Раневская» — как прожила жизнь, полную потерь и лишений, замечательная советская актриса Гликерия Богданова-Чеснокова
Присяга Гитлеру и служба в Ваффен -СС не помешало эстонскому и советскому актеру стать народным любимцем. Как сложилась судьба Калье Кийска