Петля для Айседоры

«Я требую, чтобы моего мужа немедленно привели ко мне!» — кричала разъяренная фурия. Она бросала об стену вазы и бокалы и даже угрожала администратору швырнуть в него кресло. Тот старался загородить собой картину на стене, самое ценное в этом маленьком отеле.

В конце концов Есенина разбудили, и тот в одной пижаме спустился вниз. Сменив гнев на милость, Айседора бросилась ему в объятия, и как был, в одной пижаме, увезла домой на своем шикарном авто.

Подобные сцены повторялись часто. Сергей Есенин обожал свою «божественную босоножку», но иногда начинал задыхаться в ее любящих объятиях и ускользал с друзьями. Айседора подобные отлучки ненавидела. Она безумно ревновала мужа, младше ее на восемнадцать лет, обаятельного и знаменитого поэта.

Айседора Дункан приехала в Россию в 1904 году. Она уже завоевала свое место на сцене и в истории танца. Порхающая в одной прозрачной тунике и телесном трико или закутанная в шаль, с цветами и лентами в волосах, босая, она казалась ожившей нимфой, вакханкой, самим духом танца и воздуха. В Берлине, Нью-Йорке, Москве открывала она школы танцев. Все деньги уходили на финансирование и развитие этих школ.

Революция в танце и революция в обществе, все эти идеи находили в Айседоре живой отклик. Она не терпела рамок и условностей. Часто влюблялась, никогда не стремилась выйти замуж и найти опору в мужчине, всего добивалась сама. Так же легко как влюблялась, прогоняла поклонников.

*

«Если мое искусство символично, то символ этот — свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства» — говорила Дункан.

Потеряв в автокатастрофе двух своих детей, а еще один скончался совсем малышом, Айседора всю нежность выплеснула на юношу с горящим взором. Шел 1922 год. Сергей Есенин в тот день выступал на поэтическом вечере в мастерской у друга. Айседора ни слова не поняла из его стихов, но совершенно влюбилась в саму речь, манеру чтения, страсть, с которой поэт двигался и дышал.

Она не знала русского. А он не говорил ни на одном другом языке. Первое время они общались через переводчика, а потом услуги посредника уже стали не нужны, ведь все понятно и без слов. Словарного запаса обоих хватало, чтобы пожениться, а после ссориться и мириться.

При регистрации в ЗАГС Айседора попросила убавить ей в паспорте возраст и «помолодела» на семь лет. Но что значат цифры в какой-то бумажке. Танцовщица сама понимала, что уже не так легка, не так изящна и нет так свежа, как прежде. А молодой поэт – красавец, женщины обожают его, а он охотно раскрывается им навстречу.

Есенин сопровождал жену в турне по Европе и США. Турне не задалось, Дункан осуждали за ее политические симпатии к СССР, за то, что приняла советское гражданство, да и просто за то, что она уже постарела. «Лучше я буду жить в России на черном хлебе и водке, чем здесь в лучших отелях. Вы ничего не знаете о любви, о пище духовной и об искусстве!» — заявляла оскорбленная Айседора.

Поэт же откровенно скучал, проводил редкие встречи с читателями, много пил. Иногда он исчезал на несколько дней, и Айседора искала его в истерике, иногда они громко ругались, дрались и также громко мирились.

Есенина куда понёс аэроплан?

В Афины старые, к развалинам Дункан!

Огонь страсти потух через два года после свадьбы. Пара рассталась, Айседора Дункан навсегда покинула Россию. Когда не стало поэта, она была разбита горем.

А в 1927 году в Ницце случилось страшное. Длинный красный шарф Айседоры Дункан, так красиво свободно развивавшийся на ветру, намотался на спицу колеса автомобиля, в котором она ехала. Петля затянулась вокруг ее шеи. Последними словами божественной босоножки были: «Прощайте друзья, я иду к любви!».

Оцените статью