Отдала ему свою юность

Пятнадцатилетняя Юлия чувствовала себя самой яркой звездой вечера. Она впервые была на великосветском балу, и сразу же привлекла к себе внимание всей присутствующей столичной богемы.

Но Юлии было все равно. Юная красавица кружилась под оркестровую музыку и наслаждалась атмосферой Петербурга, даже не обращая внимания на очередь из молодых кавалеров, желающих стать партнерами по ее танцу.

И пока одни мужчины лишь любовались Юлией, другой — самый смелый — уже действовал:

 Константин Егорович Маковский, художник. Подарите мне один танец? — представился он с приятной улыбкой на лице.

Юную девушку поразила красота и стать художника. Она сдержанно согласилась дать ему танец, но сразу поняла, что скорее всего, весь вечер она будет танцевать только с ним.

Талантливая красавица из провинции

Переезд в Петербург был мечтой Юлии Летковой. Когда-то ее отец некоторое время служил адъютантом у одного столичного графа, но на должности долго не задержался. Его назначили на пост управляющего телеграфом и направили в Вологду, где и прошло все детство Юлии.

У нее было одно увлечение — музыка. Девушка могла часами проводить за фортепиано, а свое будущее видела исключительно в стенах Петербургской консерватории. Отец тоже оценил таланты дочери, а потому лично отвез ее в столицу поступать в консерваторию сразу же, как той исполнилось 15 лет.

Большой город практически сразу вскружил голову молоденькой студентке. Балы и светские вечера — вот чего хотелось девице, вырвавшейся из провинциального угла. Она привлекала всеобщее внимание и получала сотни комплиментов в свой адрес, и даже сам Константин Маковский не смог устоять перед ее очарованием.

Великий художник-балагур

35-летний художник снискал целых две славы: как великолепный живописец и как обожающий женщин балагур. При этом он сам признавал, что во многом пожертвовал первой ради второй.

Несмотря на свою слабость к женскому полу, на момент знакомства с Юлией женат Маковский был всего один раз и не очень долго. Брак с Еленой Тимофеевной Бурковой, артисткой Императорских театров Санкт-Петербурга, длился семь лет и прервался кончиной женщины от болезни. Вдовец, однако, долго носить траур не собирался.

Еще полутора лет не прошло с момента похорон жены, как он уже танцевал с блистательной Юлией Летковой на балу. Она привлекла сразу две его стороны. Будучи художником, он восхитился ее красивым лицом и идеальными пропорциями, а как обольститель он просто-напросто влюбился.

“Будьте у меня хозяйкой”

Смущала ли Константина Егоровича разница в возрасте, когда он, протанцевав с 15-летней красавицей весь вечер, начал упрашивать ее прийти к нему домой и помузицировать? Может, поначалу и было так, но после ее визита любые сомнения у них обоих развеялись полностью.

Она играла на фортепиано, он пел романсы, а слушатели аплодировали и хвалили их тандем.

— Они знакомы всего ничего, но как уже спелись! — шутили гости Маковского.

Он и сам решил пошутить, заодно объявив о своих чувствах к талантливой девушке перед всеми. Когда все стали усаживаться за стол обедать после концерта, художник взял Юлию за руку, подвел к столу и посадил рядом с собой. После чего, как бы не сдержав чувств, громко произнес:

“Будьте у меня хозяйкой, Юлия!”

Так и началось.

Начало семьи

Они обвенчались в январе 1875 года, и ради создания семьи Юлия отказалась от своей мечты — учебы в консерватории. Медовый месяц молодожены провели в Париже. Художник, не испытывавший нужды в средствах, арендовал шикарную мастерскую, которая на год стала одним из центров парижской светской жизни.

У четы Маковских постоянно гостили художники и писатели. Даже Иван Тургенев проводил у них целые дни, пока Константин Егорович писал его портрет.

Но солнце неожиданно заслонили тучи. Первый ребенок пары не выжил. Для бедной Юлии это стало тяжелым ударом. Семейный врач, обеспокоенный ее состоянием, порекомендовал ей периодически ездить на отдых в Ниццу.

Константин Егорович уже знал, что значит потерять жену, и не хотел повторения подобного сценария. Он оплатил своей возлюбленной отдых у моря и окружил ее заботой на весь срок лечения.

Она сама тоже ценила и любила своего Константина, а потому не оставила попыток стать матерью его детей даже после этого печального случая. Уже в течение семи лет у пары появляется трое здоровых деток: Сергей, Елена и Владимир.

Для Юлии роль матери стала самой важной в жизни. Она долго думала над правильностью отказа от поступления в консерваторию ради свадьбы, но после появления малышей окончательно уверилась в своем выборе.

Семейная идиллия

Их дом в Петербурге на Адмиралтейской набережной стал настоящим уютным гнездышком благодаря стараниям Юлии, имевшей прекрасный вкус, и любви художника к антиквариату. Все комнаты были обставлены привезенными из Африки и Азии предметами старины, а стены обвешаны персидскими коврами.

Художник разрешал сыну играть в своей мастерской со статуэтками из Франции, но только при условии того, что в это время папа будет его рисовать. Так художник выпустил целую серию картин, посвященных своим близким.

Семья жила то в Петербурге, принимая у себя столичную богему, то периодически во Франции. Константин Егорович запирался в своей парижской мастерской и сутками работал, в то время как Юлия Павловна поправляла здоровье на море в Ницце.

Художнику в Париже сосредоточиться на работе почти никогда не получалось. Да и как тут сосредоточиться, находясь в столице любви и красивых женщин? В конце концов, пылкая натура уже немолодого творца брала над ним верх.

Натура художника взяла верх

Ее звали Марией Матавтиной. Во время посещения одной из парижских выставок она увидела своего любимого живописца и осыпала его комплиментами. Художник тоже похвалил красоту поклонницы и предложил побыть для него музой в дни, пока жены нет рядом. Конечно, позированием для картин все не ограничилось.

Роман был тайным целых два года, пока у Марии не родился сын, которого она назвала Константином — в честь знаменитого папы. Тут у Маковского проснулась совесть, и он решил во всем признаться жене, которая даже не подозревала о двойной жизни супруга.

Для Юлии это было сильным ударом, но падать в грязь лицом она не хотела. Сразу же после “повинной” Маковского она подала в суд ходатайство “о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей”.

— Я отдала тебе свои лучшие годы, свою юность, пожертвовала своей мечтой о консерватории, а ты… — Юлия не могла сдержать слез обиды и разочарования.

Между ней и Константином любовь сразу превратилась во вражду.

Развод оформлялся шесть лет, и за это время художник пытался защитить свою честь и очернить бывшую жену, выставив ее сумасшедшей. Например, пустил слухи о том, что обезумевшая от переживаний Юлия, так не хотела расставаться, что умоляла художника жить сразу двумя семьями и не разрывать брак.

На деле же женщина держалась стойко и просто не обращала внимания на эти слухи , сосредоточившись на воспитании детей.

После официального развода Константин Маковский женился на Марии Матавтиной и признал Константина своим сыном, а трое детей от первого брака остались жить с матерью.

Жизнь после

Юлия Павловна, разочаровавшись в семейной жизни, больше не выходила замуж. Она посвятила себя детям, которые ее очень любили и поддерживали, и крайне редко общались с отцом. После революции Юлия переехала во Францию, где закончила свою жизнь в окружении близких в возрасте 95 лет.

Ее бывший муж скончался 40 годами ранее, оставив крайне противоречивую биографию.

Оцените статью