Она никак не могла понять, почему за глаза все её называют гадким утёнком, а в лицо говорят, что у неё нестандартная внешность

Крайне негативная реакция зрителей подлила масла в огонь и её, выпускницу с красным дипломом не взял ни Малый театр, куда традиционно шли выпускники «Щепки», ни «Сатира» куда она сама очень хотела…

Актриса на все времена

Эта актриса в пяти десятках картин сыграла самых разных героинь – неожиданных, упрямых, с характером, малость не от мира сего, сильных и слабых, но всегда искренних и настоящих. Подавляющее большинство актрис мечтают сыграть шекспировских героинь.

Инне Чуриковой довелось выходить на сцену и в роли Офелии, и в роли Гертруды, а она всю жизнь мечтала играть Гамлета. Ей были подвластны все жанры: гротеск и драма, трагедия и фарс. Она не стеснялась учиться, в одном из интервью говорила про себя, что по натуре она вечный студент, никогда не боявшийся экспериментов, даже самых смелых.

Детство

Инна появилась на свет 5 октября 1943 года в городе Белебей Башкирской АССР, где мама, Елизавета Захаровна Мантрова, лаборантка «картофельного», как называла его сама Инна Михайловна, института, потом доктор наук и профессор, была в эвакуации.

Отец Михаил Кузьмич, тоже работал в сельскохозяйственной академии, воевал в Финскую и Великую Отечественную. У Инны игрушек не было, но было невероятное по тем временам богатство – цветные карандаши.

Это был её мир, в котором розовый карандаш был принцессой, синий – принцем, а бордовый – королём. После войны семья вернулась в Москву, и когда Инне было 10 лет, родители развелись. Отец уехал жить в Алма-Ату, там у него появилась новая семья, с дочерью он виделся редко, но каждую встречу Инна запомнила надолго.

Возможно, актёрский талант передался Инне от бабушки Акулины Васильевны, у которой был стопроцентный слух и такой хороший голос, что её даже приглашали в хор имени Пятницкого, но муж её в Москву не отпустил, поскольку не на кого было оставить шестерых детей и хозяйство.

Инна всегда знала о своём призвании, и когда ей исполнилось 15 лет, записалась в молодёжную студию, недавно открытую в театре им. Станиславского, где уже занимались Евгений Стеблов и Никита Михалков.

Мама ей говорила, что она красавица и обязательно будет актрисой. Повзрослев, Инна никак не могла понять, почему за глаза все её называют гадким утёнком, а в лицо говорят, что у неё нестандартная внешность.

Училище им. Щукина

Получив аттестат зрелости, Инна отправилась поступать сразу в три театральных училища.

В Школу-студию МХАТ и в училище им. Щепкина при вахтанговском театре ей не взяли – она просто не вписывалась в рамки этих прославленных учебных заведений, а на экзамене в училище им. Щукина при Малом театре она сразу взяла быка за рога, и с порога заявила, что не просто хочет быть знаменитой актрисой, но и станет ею.

Один из экзаменаторов расхохотался: она или гений, или полная дура, но и то, и другое для актрисы не помеха, скорее, наоборот, и её приняли.

«Тучи над Борском»

Уже на первом курсе известный режиссёр Василий Ордынский позвал Инну в свою ленту на антирелигиозную тему «Тучи над Борском». Роль у Чуриковой была довольно большая, в титры её включили, но в этой ленте её мало кто заметил, да и сама картина была весьма посредственной.

«Я шагаю по Москве»

Чурикова училась на третьем курсе, когда Стеблов и Михалков намекнули Георгию Данелии, что на небольшую роль в «Я шагаю по Москве» очень хорошо подходит Чурикова.

Эпизод был словно о ней самой: её героиня, преодолев робость, участвовала в конкурсе художественной самодеятельности, а потом радовалась и удивлялась собственному успеху, но больше петуху в клетке, которого ей вручили в качестве приза.

«Морозко»

По-настоящему известной Чурикову сделала роль Марфушеньки-душеньки в сказке Александра Роу «Морозко». Поначалу Роу видел в этой роли известную комедийную актрису Тамару Носову, но на пробах Чурикова так смешно, не щадя зубов, грызла орехи, что Роу взял именно её. Получив роль, Инна легко позволила сделать из себя дурнушку, да пострашнее.

Ей выбелили брови и ресницы, налепили веснушек и конопушек. Самоотверженностью Инна поразила всю группу: она первой бросалась в болото, пока другие актёры стояли на берегу, страшась пиявок, мёрзла в сугробе – натуру снимали на Кольском полуострове в лютые морозы.

Самой сложной оказалась сцена ожидания Морозко: реквизиторы не смогли купить яблок, и ей пришлось хрустеть очищенным луком. Пока снимали 5 дублей, Чурикова ела лук как настоящее лакомство, ни разу не всплакнув.

*

*

Увидев свою Марфушку на экране, Чурикова была разочарована до глубины души: она стала опасаться, что образ хамоватой размалёванной дуры приклеится к ней навсегда.

Она всерьёз задумалась, что ошиблась с выбором профессии, а тут еще крайне негативная реакция зрителей подлила масла в огонь и её, выпускницу с красным дипломом не взял ни Малый театр, куда традиционно шли выпускники «Щепки», ни «Сатира» куда она сама очень хотела.

По распределению Инна могла поехать в Петропавловск-Камчатский, но мама устроила её в Московский ТЮЗ, и несколько лет в детских спектаклях она играла овощи, фрукты и зверушек.

«Неуловимые мстители»

Через два года Данелия снова позвал Чурикову, на этот раз в комедию «Тридцать три». Инна играла напористую Розочку Любашкину, поклонницу Ивана Травкина, знаменитого обладателя 33-го зуба, которого блистательно исполнил Евгений Леонов.

Дважды Чурикову снимал Эдмонд Кеосаян: сначала в роли буфетчицы Варвары в «Стряпухе», а потом она играла вульгарную бродячую певичку Белокурую Жози в «Неуловимых мстителях», и это вместе с Бубой Касторским, атаманом Бурнашом был, пожалуй, самый яркий образ фильма.

Чурикову до этого в кино я уже видел, видел и после, но то, что это она, я понял лишь несколько лет спустя: она была просто неузнаваема не из-за грима, а из-за того, как играла, как пела и танцевала.

*

«В огне брода нет»

Инна снялась уже в семи картинах, но пока это были пусть и очень яркие, но непритязательные комедии и детские сказки, а на серьёзную роль Чурикова долго не могла претендовать, ведь её внешность почему-то сразу определили, как не советскую.

Но внезапно Инне повезло: в середине 60-х Глеб Панфилов искал исполнительницу главной роли санитарки поезда Тани Тёткиной для своей первой полнометражной картины «В огне брода нет». Он нарисовал Таню, сделал несколько копий рисунка и раздал ассистентам.

Искали актрису долго и безуспешно, но как-то Панфилов сам увидел Инну в телепередаче, где она появилась буквально на пару минут. Имени её он не знал, тут же стал звонить в редакцию, но никто не мог сказать, где искать эту актрису. Помог Ролан Быков: увидев портрет, он сказал, что Лидия (а не Инна) Чурикова играет в ТЮЗе.

Когда Глеб увидел Инну живьём, его поразила какая-то нездешняя индивидуальность. Он уже знал список её ролей, и очень удивился: ведь он видел эту актрису в «Морозко», но она совершенно не ложилась на образ Тёткиной, и поэтому, занимаясь поисками, он её просто не вспомнил.

Роль была не просто серьёзная, она была трагическая: Таня была то ли гениальная, то ли просто дура, а может, всё это одновременно. Но в любой своей ипостаси она была святой.

Картину снимали в Муроме, и, чтобы вжиться в образ своей героини, Чурикова ходила по городку в Таниной мешковатой одежде. То, что показал Панфилов, существенно отличалось от канонов изображения Гражданской войны: там не было героизма в борьбе за власть, всё было, как бы приглушено, на полутонах и трагично.

Картину отправили в Локарно, где Панфилову вручили главный приз «Золотой леопард», но даже после этого триумфа широкому зрителю, картину почти не показывали, а Чурикову в главных ролях снимать не рекомендовали, но Панфилов хотел снимать её, и только её.

В то время они уже жили вместе, хотя у Панфилова была семья и сын Анатолий, родившийся в 1957 году. Официально они заключили брак в 1970-м, и с тех пор не расставались. Сын Иван родился у них в 1978 году.

«Начало»

За год до женитьбы Панфилов приступил к съёмкам «Начало». В этом фильме Инна играла сразу две, вернее, даже три роли: простую ткачиху Пашу Строганову, и её же, игравшую в кино Жанну д’Арк. Паша в жизни и Паша в кино это два совершенно разных человека.

Панфилов поставил жёсткий ультиматум: либо играть будет Чурикова, либо он снимать кино не будет, и начальство сдалось. За роль Паши и Жанны читатели «Советского экрана» признали Чурикову лучшей актрисой 1970 года.

Потом были призы на кинофестивалях в Венеции и в США. (Панфилов хотел снять картину про саму Жанну д’Арк, но ему не позволили).

«Прошу слова»

В 1975-м Панфилов задумал картину о чувстве долга «Прошу слова»: главная героиня Елизавета Уварову, предгорисполкома, или, как сказали бы сейчас, мэра провинциального города Златограда (снимали картину во Владимире), женщина сильная, властная, любящая и очень ответственная – она не ушла с работы даже в день похорон сына.

Худсовет снова встал на дыбы: какая из этой Марфушки и придурковатой Тёткиной глава города, член партии, между прочим! В чём-то и сама Чурикова была согласна с чиновниками: она боялась играть Уварову несчастливую по-женски, задавившую в себе все чувства, а потом считала эту роль самой тяжёлой в своей карьере.

За эту картину Чурикова получила премию Ленинского комсомола и место в одноимённом театре, куда её позвал сам Марк Захаров. Чуриковой сразу дали личную гримёрку № 13 и главную роль Неле в спектакле «Тиль», который поставил сам Захаров по сценарию Григория Горина.

Неле появлялась лишь в одной половине спектакля, но, видя, как работает Чурикова, Горин и Захаров сделали так, что она была на сцене всё время, играя всех трёх возлюбленных Тиля. Постановка буквально взорвала театральную Москву.

Большой ажиотаж начался после того, как в «Огоньке» вышла разгромная статья, по городу разнёсся слух, что «Тиля» вот-вот запретят, и это стало лучшей рекламой. Зритель пошёл именно на Чурикову, и если перед спектаклем было известно, что она на съёмках, билеты могли и не раскупить.

В этом театре Чурикова прослужила почти полвека, сыграв Аркадину в чеховской «Чайке», Сваху в «Женитьбе» по Гоголю, Комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. В «Гамлете» у Андрея Тарковского она играла Офелию, а у Панфилова – Гертруду, и очень жалела, что не мужчина и не может сыграть самого принца датского.

*

«Тот самый Мюнхгаузен»

Захаров называл Инну Царицей и полноправным соавтором всех своих постановок. К концу 70-х Чурикова стала главной женской звездой Ленкома, и когда Захаров задумал снимать «Того самого Мюнхгаузена», Чурикову на роль эксцентричной супруги барона он пригласил, чуть ли не раньше, чем Олега Янковского на роль самого Мюнхгаузена.

*

В 1977 Чурикова стала Заслуженной артисткой РСФСР, спустя 8 лет – Народной РСФСР, а народной СССР – в мае 1991 года, за несколько месяцев до развала Союза.

«Васса»

Чурикова сыграла во всех фильмах и во всех спектаклях, которые поставил Панфилов. В 1979-м он снял очень сложный фильм «Тема», почти 10 лет пролежавший на полке, но всё равно получивший четыре своих приза, на кинофестивале в Берлине, в том числе, «Золотого медведя».

В 1982-м вышел фильм «Васса» где Чурикова впервые снималась вместе с сыном Иваном, которому во время съёмок было три года.  Это была одна из лучших ролей Чуриковой как раз потому, что там она играла не то, что ей присуще: она была холодной, стальной женщиной, которая из любви к детям совершает чудовищные поступки.

Роль далась Чуриковой нелегко: она была уверена, что в образ не попала: ну какая она Железнова? Вторым фильмом, где Инна играла вместе с сыном, были «Без вины виноватые» опять же в постановке мужа и отца.

Мать

Не знаю, связано это как-то или просто случайность, но после рождения Ивана Чурикову часто приглашали играть мать, как правило, не очень счастливую.

В «Курьере» Карена Шахназарова Инна играла женщину, которая одна вырастила сына, В «Ребре Адама» Вячеслава Криштофовича – одинокого музейного работника Нину, у которой две дочери от двух браков, у Панфилова Чурикова сыграла Ниловну в горьковской «Матери».

*

*

«Военно-полевой роман»

Сыграть жену главного героя «Военно-полевого романа» Веру Нетужилину у Петра Тодоровского Чурикова согласилась, лишь заручившись одобрением Панфилова. Чурикова пришла, когда была уже готова треть картины, и за это время другие актёры успели сработаться.

Тодоровский начал съёмки с эпизода танцев, разрешив Чуриковой импровизировать, и в танце она сумела показать любовь к мужу, которого теряет и ощущение острой утраты от этой потери.

В Берлине Чурикову наградили «Серебряным медведем» за лучшую женскую роль, а «Военно-полевой роман» в 1985-м номинировался на «Оскар», но уступил франко-швейцарско-люксембургской «Диагонали слона» Ришара Дембо.

*

*

«Ширли-мырли»

В 90-е Чурикова играла женщин эксцентричных, но простых и искренних. Ия Саввина, игравшая у Андрона Кончаловского главную роль в «Истории Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж» в сиквеле «Курочка Ряба» сниматься отказалась, и Асю сыграла Чурикова.

В гротескной буффонаде Владимира Меньшова «Ширли-мырли» Чурикова играла приёмную мать четверых братьев Шниперсонов, а её фраза «Прости меня, дуру грешную!», стала цитатой.

В нулевые у Станислава Говорухина в картине «Благословите женщину» Чурикова сыграла актрису Кунину, у Владимира Бортко в «Идиоте» – грозную генеральшу Епанчину, в сериале Дмитрия Барщевского «Московская сага» по Василию Аксёнову – грузинку Мэри Градову.

В 2006-м Панфилов экранизировал роман Александра Солженицына «В круге первом», и, может быть, впервые, Чурикова у мужа была не в главной роли – она играла жену сидящего в «шарашке» учёного Герасимовича.

*

*

«Аудиенция»

В 2017-м Панфилов постановил пьесу Питера Моргана «Аудиенция» с Чуриковой в роли королевы Англии Елизаветы II. Продюсровал постановку сын Иван: он нашёл пьесу, переводчика, познакомился с драматургом, нашёл деньги, чтобы выкупить пьесу и право на постановку.

Панфилов и Чурикова показали королеву в разные периоды её жизни, что требовало от актрисы постоянного возрастного перевоплощения. Она выходила на сцену в одном возрасте, и, не уходя за кулисы, несколько раз преображалась, становясь то старше, то моложе.

Весь срок своего правления королева каждый вторник принимала премьер-министра с докладом о событиях в стране и в мире. В русской версии премьер-министров было 8, а королева оставалась одна.

Размышляя о людях, о событиях, вспоминая свой долгий жизненный путь, королева часто обращалась к самой себе – юной, 15-летней, и говорила ей, что для того, чтобы быть королевой нужно оставаться обычным простым человеком – это и есть самое полезное качество монарха.

Зритель увидел внутреннюю кухню королевского двора так, разумеется, как он её себе представляли Морган, Панфилов и Чурикова.

*

*

«Иван Денисович»

В 2021-м Чурикова предпоследний раз снялась в кино: в фильме Панфилова «Иван Денисович» по Солженицыну, как бы закольцевав свои кинороли: образ старицы своей юродивостью и святостью отдалённо напоминал Таню Тёткину.

*

Инна Михайловна несколько раз неудачно падала, ломала руки и ноги, один раз даже на сцене, но всегда возвращалась к работе. Ей было 79, когда она перенесла воспаление лёгких. 14 января 2023 года Инна Чурикова умерла.  Глеб Панфилов пережил жену на семь месяцев: он ушёл 26 августа 2023 года. Ему было почти 90.

Оцените статью
Она никак не могла понять, почему за глаза все её называют гадким утёнком, а в лицо говорят, что у неё нестандартная внешность
Мальчишка из детдома, который покорил зрителей, а потом загубил свою жизнь. Трагическая судьба Алексея Черствова