Снежная королева из Нэрна
Она изысканная и необычная, настоящая инопланетянка и истинная аристократка. Для нее не существует понятия «возраст» – с каждым годом она становится все более прекрасной и востребованной. А ее личная жизнь столь же необычна, как ее внешность.
«Когда люди видят быстро приближающееся существо метр восемьдесят высотой, с короткой стрижкой и в мужском костюме, они машинально говорят мне «сэр». Однажды в аэропорту меня провели для досмотра в комнату, где находились одни мужчины. Старший офицер чуть сквозь землю не привалился, когда узнал, что я женщина».
«Мальчик в девичьем теле»
Она родилась в 1960 году в Лондоне в семье сэра Джона Суинтона, седьмого лорда Киммергема, и леди Джудит Бэлфур Киллен. Ее полное имя Кэтрин Матильда Суинтон оф Киммергем, она принадлежит к высшей англо-шотландской знати. Домом Тильды с 13 лет был фамильный замок. У семьи есть и немалые земельные угодья с XI века.
Родители традиционно делали ставку на трех сыновей – наследников и хранителей семейных традиций. Четвертому ребенку – дочке – полагалось закончить Кембридж и красиво выйти замуж за герцога. Тильда хотела большего – покорить мир. Высокая и сильная, она обожала отца, отчаянно соперничала с братьями и, по собственному признанию, мечтала поскорее вырасти и убить самого старшего из них – за то, что он над нею иронизировал.
С годами ненависть к брату прошла, подспудное сожаление о том, что она не мужчина, и восхищение мужской красотой и мужскими чертами личности остались. Позже она называла себя мальчиком, заключенным в тело девочки.
За что Тильда не любит Джоан Роулинг
Она никак не может простить знаменитой писательнице восхищение «чудесным Хогвартсом» – закрытой элитарной школой для волшебников. Родители отдали Тильду в такую же школу в Кенте. Вот только Тильда возненавидела ее с первого же дня. Она чувствовала себя там отверженной – с ее мальчиковыми интересами, любовью к скачкам и верховой езде – и совершенно неженственным обликом, который раздражал преподавательниц.
Дома она страдала из-за того, что «не совсем мальчик», в школе ей досталось за то, что она «не совсем девочка». Тильда училась на отлично, занималась спортом и стала чемпионкой школы по бегу, ее выбрали старостой класса, она подружилась с Дианой Спенсер, в то время хорошенькой девочкой из небогатой, но очень знатной семьи, в будущем – знаменитой принцессой Уэльской.
В старших классах Тильда отрастила косы ниже пояса и превратилась в настоящую викторианскую деву. Она заинтересовалась театром и принимала участие во всех школьных постановках.
Но закрытая школа для нее все равно осталась символом муштры, бездушия и жестких ограничений. Здесь даже музыку девочкам не разрешали слушать!
«Красота – это не то, с чем у меня ассоциировались знакомые люди, и точно не ассоциировались девушки. Мужчины, возможно. Лошади – да».
Вызов брошен
Затем ее ждал престижный колледж в Эдинбурге, после окончания которого Тильда добровольцем отправилась в Африку и два года преподавала английский в школах Кении и ЮАР. Вернулась, поступила в Кембридж на факультет политологии и социологии, как хотели ее родители, но увлеклась левыми идеями и стала членом Коммунистической партии. Замуж за герцога не вышла, участвовала чуть ли не во всех постановках знаменитого студенческого театра Кембриджа.
Родители, как истинные аристократы, сказали:
«Мы тебя, конечно, не понимаем, но это неважно: будь счастлива, дорогая!»
Трое ее братьев продолжили семейные традиции и поступили в то же военное училище, которое закончили их отец и дед. А то, что дочка хочет на сцену, так пусть себе играет, одна леди Суинстон в XIX веке даже в опере пела.
«…Однажды на лошади по кличке Нечистая Сила я выиграла столько, что жила на это год. И думала так жить всегда – лошади, экспериментальный театр, кино на копейки, но великое…»
Эдинбург и Джон Бирн
Тильда ушла в искусство как истинная леди – с полным равнодушием к его материальной стороне. Она не нуждалась в деньгах, так как зарабатывала себе на безбедную жизнь самым аристократическим образом: играла на скачках. Тильда с детства прекрасно разбиралась в лошадях, а старый садовник Бут из отцовского поместья, не чуждый букмекерства, научил ее необходимым профессиональным приемам. И поэтому она могла выбирать в театре и в кино самые интересные, а не самые денежные предложения.
В труппу Шекспировского театра Тильду приняли сразу, несмотря на отсутствие театрального образования – ее талант говорил сам за себя. Но ей не везло с ролями: трудно представить себе Офелию ростом 180 см или Дездемону, возвышающуюся над Отелло. К тому же пышные классические монологи навевали на нее тоску. Тильда перебралась в Эдинбург, ближе к родне.
В эдинбургском театре она сразу получила несколько главных ролей и познакомилась с известным шотландским художником, драматургом и режиссером Джоном Бирном. Джон был старше нее на двадцать лет, у него были жена и двое детей. Тильда и Джон сблизились, несмотря на разницу в возрасте и его брак, и стали жить вместе.