Испуганную, её привели к новому правителю. «Подчинись, — шептали Елизавете, — тебе оказана великая честь!». Но юная невеста была на грани обморока – ведь Иоанн брал её шестнадцатой женой! Вопреки всем законам земным и церковным!
«Теперь у каждого будет столько жён, сколько он захочет», — объясняли горожанам в июне 1534 года. Воистину, в европейском Мюнстере всё встало с ног на голову…
Прятать лица девушкам запрещалось. Любой горожанин мог указать на понравившуюся и объявить: она выйдет за меня! И следовало сразу подчиниться. Дело в том, что в начале 1534 года власть в немецком городе захватили анабаптисты.
Они отказались от официальной церкви, говорили, что отныне не подчиняются ни князьям, ни императору и провозглашали революционный принцип: всё общее!
В Мюнстере не случайно возникли такие настроения: сначала людей измучили налогами, потом поднялось крестьянское восстание, а когда оно утихло, то по дорогам принялись бродить шайки бывших наёмников.
Они занимались грабежами, поэтому лишний раз появляться за городскими стенами никто особенно не спешил. В этой тяжелой обстановке идеи равенства упали на хорошо подготовленную почву.
Елизавета Вандшерер родилась и выросла в Мюнстере. Хорошенькая светловолосая девушка была дочерью местного лавочника и собиралась замуж, когда в городе случился переворот. Некий Ян Ван Лейден, бывший портной, примкнул к анабаптистам, и скоро стал одним из самых ярких проповедников нового движения.
Глазом не успели моргнуть, как в городском совете Мюнстера стали появляться сторонники этой «веры» … А потом они совместно изгнали из города епископа и провозгласили: теперь Мюнстер будет жить по другим правилам!
Поначалу Ян Ван Лейден занимал далеко не главную роль. Но епископ, который и не думал сдаваться, привёл к городу войска и начал осаду. И вот во время этих действий погиб основной идеолог анабаптистов. Путь к вершине был свободен, и Ван Лейден сразу сделался главарём!
— Я провозглашаю здесь новое царство. – Важно говорил недавний портной. – И принимаю тронное имя Иоанна Первого!
Ему было всего-то двадцать пять лет, но он вёл себя, словно умудрённый опытом старец. В Мюнстер «Иоанн I» привёз свою жену, однако останавливаться на достигнутом не собирался.
Главнейший принцип нового учения заключался в том, что в Мюнстере стало возможным жениться во второй раз. В третий. И даже в четвёртый. Сам король так стремительно увеличивал число своих жён, что вскоре их стало пятнадцать.
— После этого крестьянского восстания и голода, — говорил Иоанн, — мужчин стало мало. А женщин – много! Пройдет совсем немного времени, и население уменьшится в несколько раз. Этого нельзя допустить! Мюнстер должен процветать. Ему нужны новые люди.
«Она будет послушной», — пообещали самопровозглашенному королю, когда к нему привели Елизавету. Эту девушку он увидел на рыночной площади, и приказал своим соратникам разыскать её. Ближайших советников у Иоанна было двенадцать, словно апостолов…
— Шестнадцатая жена! – С ужасом повторяла Елизавета.
Но от неё требовали подчиниться. Во-первых, семья была напугана. Анабаптисты уже показали, что способны действовать решительно. Во-вторых, в городе по-прежнему не хватало продуктов, а у «короля» всего было в избытке. В-третьих, Елизавете предлагали стать женой не кого-нибудь, а правителя. Это было честью…
Ей пришлось проявить послушание. Елизавета считала, что всё происходящее в Мюнстере похоже на дурной сон, но что она могла сделать против этих фанатиков? Изгнанный епископ не сумел отвоевать город обратно. Надо было как-то жить…
На самом деле, многие в Мюнстере с радостью восприняли появление анабаптистов. Идеи звучали заразительно: всё общее! Никаких денег! Можно было менять один товар на другой, и брать себе то, что было необходимо, в любой лавке.
Даже новые семейные отношения считали передовыми и очень гуманными. Действительно, если у тебя три незамужние сестры, а женихов для каждой не сыскать, то почему бы не выдать их сразу за одного, готового к такому союзу? Вдовы тоже воспряли духом. В одиночку вести хозяйство трудно. А тут – сообща.
Но, как это часто бывает, идеи сильно расходились с реальностью. Разместившись во дворце епископа, Иоанн начал закатывать пиры для своих приближённых. Он одаривал своих жен роскошными платьями и драгоценностями, а рядовые горожане по-прежнему испытывали нужду. Ван Лейден упивался богатством и властью…
Он настолько уверовал в собственную исключительность, что начал говорить, будто напрямую общается с богом.
— Впереди царство Христово. – Уверенно сообщал он, когда к нему кто-нибудь приходил жаловаться. – Оно наступит в самые ближайшие годы. На целую тысячу лет вы забудете о бедствиях и голоде! Нужно только подождать!
Но Елизавета не верила этому человеку. Другие жены шикали на неё и старались образумить: зачем тебе правда? Живи здесь и сейчас! Всё равно нет никакого другого выхода!
Родные обещали, что она будет послушной, но Елизавета поступила иначе. Она не смогла лгать самой себе. Однажды утром она спустилась в пиршественный зал, где Иоанн завтракал в окружении своей свиты, и поставила перед ним тяжёлую шкатулку с драгоценностями.
Это были его дары. То, чем король на протяжении целого года пытался задобрить свою шестнадцатую жену.
— Я возвращаю это вам. – Твердо произнесла Елизавета. – И очень прошу вас покинуть Мюнстер. В нашем городе вы сломали и разрушили всё, что было нам дорого. Пожалуйста, пусть всё будет как прежде.
Разъяренный Иоанн I вскочил на ноги. Он потребовал, чтобы его жену немедленно заключили в крепость, пока он не придумает, как поступить с этой непокорной женщиной.
Неповиновение, проявленное Елизаветой, так разозлило самопровозглашённого короля, что он задумал показательную акцию. 12 июня 1535 года молодую женщину вывели на площадь Мюнстера, а затем её голова слетела с плеч. Неизвестно точно, кто привел приказ в исполнение, но в городских легендах осталось, что это сделал лично Ван Лейден.
Это событие потрясло горожан. Впервые за год люди начали шептаться, что анабаптисты зашли слишком далеко. Что их власть – узурпаторская.
Началась немедленная подготовка к восстанию, а затем несколько отважных горожан сумели передать важные сведения о слабых местах в обороне Мюнстера бывшему епископу и ландграфу Гессенскому. Всего десять дней спустя после казни Елизаветы город освободился от Ван Лейдена.
Всех видных анабаптистов схватили и долго допрашивали. Я думаю, вы представляете, каким было отношение к заключенным в шестнадцатом веке… Смертный же час для «короля» настал 22 января 1536 года.
А историю несчастной Елизаветы, которая проявила непослушание, неоднократно воспевали в поэзии и прозе, а еще ей посвящены несколько живописных полотен. Ведь открыто бросить вызов во время правления Ван Лейдена, кроме этой прекрасной молодой женщины, не посмел больше никто!